ИНДИЯ

ВЬЕТНАМ

Главная » Статьи » Вьетнам » Путешествия по Вьетнаму

Путешествие в Ньячанг. Второй день

Первый день мы провели в очень хорошей компании, надо сказать, в гималайской и индийской. Мы все связаны любовью к Индии и потому, путешествовать с такими людьми и детьми - одно удовольствие! Спасибо Оксане Павловой за то, что она открыла нам еще один прекрасный уголок южного Вьетнама! Костя и Эля, как же приятно с вами путешествовать и взаимно обогащать друг друга! А дети, вероятно, уже закаленные многочисленными поездками не только по Гималаям, но и по странам Юго-Восточной Азии, вели себя превосходно и не мешали нам углубляться и замечать маленькие детали в большом путешествии

Второй день нашего путешествия был посвящен Нячангу и продолжению историй об Александре Йерсене. Мы не могли не посетить его музей и Институт Пастера, который находится в этом городе. Здесь есть улица Йерсена, и есть улица Пастера. Ученый оставил яркий след в истории Вьетнама и его не забывают. В горном Далате создан мемориал в его честь. Он же посоветовал Правительству организовать именно здесь высокогорный с точки зрения, конечно, Вьетнама, курорт, который сейчас считается жемчужиной южного Вьетнама. Во многих городах есть улицы, лицеи или вузы имени Александра Йерсена. Но наше путешествие второго дня началось с истории. Как выглядел Нячанг во времена Йерсена и как он выглядит сейчас. Для этого мы посетили Шелковую фабрику, где висят фотографии старого Нячанга. И сделали фотографии современного приморского городка. Да, трудно даже представить себе, как же изменился Нячанг за 75 лет! И это произошло за два последних десятилетия!

Когда-то буддийские храмы в Нячанге стояли вдали от людской суеты, а сегодня они еле-еле вписываются в многоэтажные дома и гостиницы. А вот католический собор почти не изменился… здесь он показан с разных ракурсов.

Вот так выглядели вьетнамские молодые женщины, которые жили недалеко он рыбацкого поселка, коим являлся Нячанг. А так они выглядят сейчас, надевая свою праздничную одежду на представления, с трудом, но, все же изъясняясь по-английски, и носятся по улицам на мотобайках в красивых современных одеяниях.

Итак, мы начали наше маленькое путешествие по Нячангу, с целью увидеть детали, уже ставшим большим, города-курорта, насыщенного туристами, гостиницами, развлечениями, ресторанами. Рядом с городским пляжем -площадка для занятия спортом. Здесь можно по пути размяться. Красота! Прогуливаясь, забежать в пустынную христианскую миссию. Мы так никого и не встретили, заглядывая в комнаты и собор... Только фигура какого святого и прекрасная фигура Девы Марии скромно стояли, не мешая нам посетить все уголки этой Миссии.

Долгий путь у нас получился до Музея Йерсена. Но я люблю бродить по улицам городов Юго-Восточной Азии. Везде есть кафе на любой вкус и карман. Можно просто зайти в магазин и купить что-нибудь перекусить, а заодно и взять упаковку каши на ужин, или отведать, кто любит, мясо прямо на улице, купить французский хлеб с каким-нибудь наполнителем или фрукты. Голодным не останешься и все сравнительно не дорого.

В Нячанге есть своя особенность. Здесь в последние годы отдыхало много русских, преимущественно из Владивостока и городов Восточной Сибири. Время в полете от Владика до Нячанга всего лишь 6 часов. Поэтому многие надписи здесь на русском языке. Российскому туристу с небольшим словарным запасом английских слов, здесь очень комфортно. Но наши соотечественники даже не "заморачиваются" по поводу других языков. Они всегда говорят на русском. И многие, даже вьетнамцы, их понимают. Но есть надписи, читая которые, просто "угораешь" от смеха. Это вьетнамцы пытаются переводить с помощью "Переводчика". На этот раз меня привлекла надпись около кафе - "Щебень жаренный Кофе в зернах" . И интерьер этого кафе - замечательный! Рядом стоят гномы, Белоснежка и другие сказочные персонажи. Как же приятно в такой компании отведать жаренный щебень! Вероятно, он чудесным образом превращается в зерна кофе прямо на этом месте.

Ну вот и дошли мы до улицы Йерсена. Устали... Решили попить кофе и немного перекусить в кафе. Вместе с кофе, а во Вьетнаме он - чудесный, нам подали зеленый чай. Так положено... Вьетнамцы пьют очень крепкий кофе, запивая легким зеленым чаем. Сидим мы с Катюшей, наслаждаемся кофе, а рядом - проносится жизнь вьетнамцев. Вот парочка молодых людей обнимают друг друга перед тем как сесть на мотобайк (не удобно было их фотографировать), сидит старая женщина, что-то продает, сигналят мотобайки, машины... И вдруг, раздается знакомый звук раковины. Мимо проносится похоронная процессия. Я вижу в окне катафалка человека в знакомой одежде и белую чалму. Говорю Кате: "Это - чамы (тямы) - вьетнамский индуисты". Вьетнамцы за соседним столиком одобрительно качают головой и удивленно немного на нас смотрят - вот что знают эти туристки!

Рядом с улицей Йерсена и стоит Институт Пастера, а также дом-музей ученого. Я уже писала ранее об Александре Йерсене. Удивительный человек, интересная судьба и не менее интересный дом-музей. В основном его посещают французы, конечно. Российскому человеку это имя не очень знакомо. Ученый много что сделал не только для Вьетнама, но и для всего мира. Достаточно сказать, что Йерсен, параллельно с японским врачом и бактериологом Китасато Сибасабуро выделил бактерии, которые являлись причиной бубонной чумы - "Черной смерти". Эта болезнь в течение многих столетий буквально уничтожала целые города и районы мира. Вплоть до этого открытия, то есть до конца XIX века, чума практически не лечилась. После исследований доктора Йерсена и Сибасабуро бубонная чума стала первой формой чумы, поддающейся лечению. В начале музея стоит модель старой вьетнамской рыбацкой лодки. На таких лодках Йерсен отправлялся в экспедиции по реке Кай вверх по течению, в джунгли. Само название «Нячанг», по одной из версий - тямского происхождения, в переводе означает «Река мангров» (Тростниковая река).

Музей меня порадовал экспозицией. Вероятно, постарались французские музейщики. Все очень профессионально, а это всегда вызывает уважение и вносит ясность кто, когда и зачем.. "Вот бы такой музей в Наггаре (индийские Гималаи, именье Рерихов) был создан в лабораторном комплексе Урусвати! Или даже в главном здании Урусвати..." - такая мысль все время крутилась у меня в голове. Рассматриваю экспонаты, библиотеку, наглядные пособия по вирусологии. В Институте Пастера была обсерватория... Интересно! А вот старая счетная машинка, приборы, старый микроскоп. И везде надписи на французском, английском, немецком и вьетнамском языках и фотографии, поясняющие кто, что и где. Но что я заметила, если в старом доме-лаборатории на горе, который мы посетили в предыдущий день, я чувствовала присутствие Йерсена, то здесь - нет. Ощущение сопричастности большому мировому процессу исследования, работы, поисков было. А сам ученый - отсутствовал, вышел, вероятно в здание Института и не возвратился.

Рассматривая старые фотографии, поймала себя на мысли - а смогла бы я вот так, из благополучной семьи, из прекрасного дома в Швейцарии уехать в тот мир, который изображен на фотографиях? Нет, не сейчас, когда путешествия стали так комфортны, а страны и люди Юго-Восточной Азии так изменились, а тогда... Или смогла бы я последовать за человеком, который отправился в такой далекий и опасный путь? Для этого нужен особый "замес". Да, эти люди сделаны из другого "теста"!

Я упоминала уже о том, что Александр Йерсен нашел место, исследовав которое, рекомендовал Правительству организовать горный курорт. Сейчас это популярное место отдыха и вьетнамцев, и иностранных путешественников. Посмотрите, пожалуйста, альбом Валерия Гаркална о Далате. Очень хорошее место! А мы пока двигаемся к По Ино Нагару, что в переводе с чамского означает " Правительница государства" 

По Ино Нагар на чамском означает Правительница государства. Она является Великой Богиней, воплощением Умы- Шакти Шивы». Так пишут французские исследователи. Но в других источниках мы встречаем иное описание. Богиня государства ассоциировалась с индуистской богиней Бхагавати и Махишасунамардини, а на вьетнамском языке ее называли Thiên Y Thánh Mâu. Богиня Бхагавати!!!! Эта дравидская богиня почти исчезла с пространства Индостана. Только в южноиндийском штате Керала и Гоа проводятся фестивали, посвященные богини, и есть ее храмы. Бхагавати (в переводе означает – «богиня») имеет дравидское происхождение. Она - разрушительница и покровительница болезней, культ богини - самый древний и, вероятно, пришел на юг Индии, когда дравидов вытеснили арии с севера и центральной части Индостана. Это – первоначальная Шахти Шивы. Бхагавати распространена в основном в сельской местности. Чтобы ее задобрить, верующие приносили, да и сейчас приносят в жертву животных, а также совершали обряды, в которые входили танцы, которые постепенно превращались в оргии. У богини - своенравный характер и она может насылать несчастья и болезни. Поэтому Бхагавати нужно все время задабривать. А для этого – совершать жертвоприношения. Колоннада, которая находится рядом с основным храмом, вероятно, являлась таким местом. Здесь проводили ритуалы, совершались жертвоприношения, а также отдыхали паломники, готовя себе еду.

А вот богиня Ума имеет два аспекта. Один – благой, светлый, мирный, домашний, а второй – устрашающий, и проявляется она как Дурга и Кали. Имя Ума — самое древнее в ведической литературе. Поэтому она может быть преемницей богини Бхагавати. Что мы видим в этом храмовом комплексе. В главном храме, посвященном богини По Ино Нагар находится изображение Дурги в момент убиения демона, принявшего образ быка. Поэтому главная богиня и покровительница государства чамов , которая сюда пришла с юга Индостана, была Умой в устрашающем аспекте, то есть Дургой. Да, сложновато разобраться в этих индуистских тонкостях! Сам комплекс По Нагар состоит из трех площадок, которые располагаются на горе. Нижняя площадка была занята каким-то строением, которое полностью было разрушено, и сейчас трудно представить какое оно было. С 17 века, когда вьеты вторглись на территорию государства Чампа и разрушили большинство зданий, религиозная индуистская святыня надолго ушла в небытие. Среднюю площадку занимает колоннада. Вероятно в древности она была закрыта крышей. Здесь собирались паломники, отдыхали, приносили жертвы, подношения. А на верхней площадке стояли храмы.

Бхагавати, Ума, По Ино Нагар, правительница государства Чамов и его покровительница. «Ей поклоняются в главном храме, напротив которого стоит камень, являющийся главным лингамом». Он может быть стоял там изначально и был принят как маяк для привязки храма к сторонам света ( храм смотрит на восток) или был поставлен намеренно. «В соответствии со второй надписью на стеле храма, он был основан правителем Вичитросагаром в 591 году и подвергался разграблениям в 774 году яванцами и в 950 году кхмерскими завоевателями, которые вывезли золотую статую божественной матери короля Индравармана 3. Но каждый раз храм восстанавливался». Около этого лингама произошел интересный эпизод. Группа корейских туристов, которая мешала нам смотреть танцы девушек на храмовой площадки и которую я в очень резкой форме "урезонила", что, кстати, вызвало огромное удовлетворение, увидя, что мы с Катей рассматриваем лингам, тоже подошли к нему. Они садились на него, обнимали руками и всячески показывали неуважением к святыне. Я вновь рассердилась, а они опять - в восторге! Тогда пришлось им провести небольшую экскурсию и рассказать немного об индуизме, Шиве и формах Шахти. Слушали, надо сказать, с большим удовольствием, равно как их гид и переводчик... В завершении попросили сделать фотографию на память и с большой неохотой расстались с нами.

Но мы продолжаем осматривать уникальное сооружение чамской культуры По Нагар и заходим внутрь главного храма. У входа скромно сидит Шива. Вид у него вполне южноиндийский, как принято говорить - дравидийский. Внутри - алтарь По Ино Нагар. А рядом - фигуры слонов. Ну вот! Все-таки - Бхагавати! Именно слон служит одной из вакхан (средства передвижения) Богини Бхагавати. Тем более, что она прибыла с Малабарского побережья (из Кералы)... Внутри храма темно. Поэтому выходим на улицу, где уже прекрасные вьетнамские девушки танцуют то с горшками на голове, то с веерами. Говорят, что это - традиционные тямские танцы. С горшками - я соглашусь. В Индии и у индуистов Непала до сих пор танец женщин с глиняными горшками на голове считается традиционным. А вот с веерами, вероятно, пришел из Китая. Китайцы начали завоевывать эту территорию в 111 году до н.э.. Всего было четыре завоевания, которые происходили волнами до начала 15 века.

А в маленьком музее я получила большое удовольствие! Во-первых, здесь размещены фотографии По Нагара до его реставрации. Можно посмотреть, что же сохранилось от древности, и что было внесено современными реставраторами. Во-вторых, здесь мы встретили тааааких Ганешу и Ханумана... Не могла понять кто это, а когда прочитала и разглядела - умилилась. Похожи на инопланетян с кипой (еврейской шапочкой) на голове. Это - реплики скульптур, которые находились в По Нагаре. И очень я люблю изображение чамов (тямов). Это тоже- реплики. Такие терракотовые скульптурные группы находились на территории храма. Интересные лица! Особенно губы и носы, глаза прищуренные, но большие.

Вечерело. И мы прощались с одним из сохранившихся центров вьетнамского индуизма. Вечером храмы преобразились, "зажглись". С холма дорожка вела на берег реки Кай. Главный храм, вероятно, хорошо был виден проплывавшим лодкам. И с холма открывался красивый вид на город Нячанг. Мы попрощались с повелительницей земли чамов (тямов). Именно так она выглядела. А потом ее одели, украсили и обставили подношениями. Она немного потерялась в золоте и ритуальных предметах. Но все равно осталась прекрасной.

Фото - Екатерина Федрова и Марина Филиппова, Валерий Гаркалн

Путешествие в Ньячанг. Первый день

 

Категория: Путешествия по Вьетнаму | Добавил: mashalotus (02.02.2015) | Автор: Марина Филиппова
Просмотров: 1187 | Рейтинг: 0.0/0
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ




Copyright Филиппова Марина © 2024
Бесплатный хостинг uCoz