Статья публикуется впервые. Очень прошу указывать автора при копировании материала на свои сайты.
…И опять течет речь об изображениях на скалах, о нечитаемых надписях, о каменных могилах и о сокрытых книгах священных. Кроме мест в долине Кулу называется еще место около Трилокната, где, по преданию, скрыты книги во время гонений свирепого Ландармы… (Н.Р.Рерих. «Меч Гессер-хана и другие сказания» )
Какое мощное стремление побывать на святом месте заставляет жителей Индостана трястись по серпантинной дороге на разболтанном автобусе, либо вдесятером в местном джипе, которые едва вмещает шестерых человек, а затем, подниматься по крутому склону вверх туда, где стоит открытый ветрам храм Биджли Махадев?!
Многие сотни людей совершают паломничество к этой святыне, особенно в индийские месяцы Шраван и Бхадон (с 14 июля - 14 сентября). И, действительно, побывав один раз на вершине этой горы, не расстаешься с мыслью о том, что надо возвратиться. А затем – снова и снова забираешься по крутым ступеням, садишься на мыс «корабля», устремлённый в долины Куллу и Парбати и начинаешь «плавание» по бесконечному потоку гималайских легенд, образов и преданий. И взмывают орлы под носом корабля-горы и число их – двенадцать. И поднимаясь в великом кружении, они исчезают за гребнями гор, там, где когда-то проходила спрятанная от посторонних глаз дорога через Наггар до Рохтанга.
У каждого потока есть свой исток. Наше проникновение в сокрытую до времени страницу истории Биджли Махадева началось 12 февраля 1997 года, когда буддийские монахи на один день превратили храмовый комплекс, посвященный богу Шиве, в буддийскую святыню. Позже над озером Ревалсар, стоя под разноцветными флажками – лунгтой у священных пещер Падмы Самбхавы, не могли отодвинуть из памяти образ уже виденный и событие уже пережитое.
А летом следующего года, рядом с храмом Шивы появились буддийские флаги, которые будто очерчивали небольшое строение. Рядом находилась лавочка, где монголоидного вида молодой человек готовил чай. Был август – месяц Шивы и народ, быстрым и постоянным течением прибывал и убывал с мыса священной горы. Мы попробовали расспросить молодого человека о буддистских флажках. Но он, окруженный уставшими паломниками, требующими чай и воду, твердил – «Я ничего не знаю, спросите о кого-нибудь еще…». Подождав до вечера, когда схлынула толпа пилигримов, влюбленных пар, молодожёнов, туристов, мы вновь подошли к владельцу лавки. Он, как будто нас не замечал, но его быстрый изучающий взгляд сопровождал каждое движение любопытных иностранцев. Выпив не один стакан индийского приторно-сладкого чая с молоком и понимая, что последний автобус уже прогромыхал вниз по дороге и придется преодолевать весь путь до Куллу пешком, мы с тяжелым вздохом поднялись из-за стола. Молодой человек подошел неожиданно.
- Что вы хотите знать? – еле слышно спросил он.
Я пыталась объяснить суть вопросов, совпадений и несоответствий, но замолчала, увидев, что он не слушает столь бурный поток слов.
- Здесь стоял буддийский храм. Когда-то… Очень давно, - тихо, боясь, что его услышат, начал говорить юноша, - Вот это – вход, осталась лестница, - и он показал на еле заметные, покрытые землей и травой деформированные временем ступени, - здесь был алтарь, а там…, - и молодой человек указал на строение храма Шивы и замолчал.
- Что же было там? – подождав, немного с нетерпением воскликнула я.
- Не знаю. Я ничего не знаю…, - он отошел в сторону, отвернулся и занялся мытьем посуды.
Возвратившись в Куллу, мы начали расспрашивать друзей и знакомых, которые изучали и знали историю долины. Но они, прерывая расспросы в один голос твердили:
- Да, здесь были буддийские храмы и монастыри. Это известно всем! Но не трогайте Биджли Махадев. Можете столкнуться с неприятностями. Это – индуистская святыня.
Биас берет начало с маленького ручейка, истекающего из скалы на перевале Рохтанг. Другие ручейки и водопады питают его, и вот, уже бурным и мощным потоком он устремляется вниз по долине Куллу. В Манали, в буддийском храме как-то повстречали монаха из Занскара. Он рассказал о священной дороге по левому берегу реки Биас. Торговый путь проходил внизу, по долине, а паломники шли через гребни гор, где стояли буддийские храмы и монастыри. Один такой храм был в Наггаре, другой – рядом с Вашиштом. И сейчас это место обозначено флагами, а рядом стоит новый, построенный тибетцами. Вот и еще один человек принес весточку. На заре нашей эры существовал храм, посвященный великому Будде на той самой горе, где сейчас стоит индуистская святыня Биджли Махадев. Он был разрушен. Храм Шивы построен намного позже, в 16 веке.
Текут, текут ручейки. И не в наших силах изменить уже данное. Новые ощущения и путешествия, открытия и работа заполняют жизнь. И отходит, будто бледнеет картина буддистских флагов на палубе короля-горы. Но случайный странник-сказочник, повстречавшейся на пути, рассказал легенду, услышанную от деда. Стоял на гималайском утесе, разбивающем реки Биас и Парбати, храм. И не простое это было место. Великие Учителя посещали его. Сидели они в пещерах и получали откровения.
- Да нет там пещер! – пробуют возражать слушатели.
- Сейчас нет, а были. Изменилось место руками человеческими, - продолжает рассказ случайный путник.
Храм тот открывал путь за великую стену гималайскую. И проходили через него стремящиеся, чтобы познать учение гор и найти путь к знанию. Но как-то появились на вершине горы люди в оранжевом одеянии. Не к знаниям стремились, а к разрушению, не открыто взошли на ступени храма, а крадучись, обошли стороной Ашрам Мудрости. И случилось беда великая на вершине корабля-горы. Пролилась кровь ищущих и Ведущего. Омыла она камни и пещеры, где брала начало река Мудрости. Вот и храма нет, ушли молящиеся, высоко ушли, чтобы возвратиться вновь. Место стало священным для оставшихся. Как на Голгофу теперь поднимались путники, чтобы познать путь восхождения и мученичества. Садясь на камни, огнем крови опаленные, они устремляли себя на путь познания. Говорили вновь пришедшие о священных книгах, до времени спрятанных. Только где они – лишь Учитель ведал, и до срока знать нам не положено. Но дошел слух до разрушителей, и решили они действовать по-особому. Напустили ядовитых змей целые полчища и землю руками человеческими сдвинули. Покрыла она мыс корабля-горы. Возвестили черные вороны, что иссякла жизнь на флагмане и закончилось возрождение.
Да, ведь в силах человеческих отравить, убить источник мудрости. Но память как убить народную? Кровь пролили – вызвали сострадание, храм сожгли – лишь место очистили, лихой слух пустили – все измазались. Воронье кричит, надрывается. Змеи ползают, устрашают путников. Вот еще один храм разрушили, и еще один – нет числа разрушению. И полилась кровь потоками с гималайских хребтов в воды Биаса. А в долине песни складывают и легенды сочиняют о мужестве. И собрались вместе разрушители, захотели посягнуть на память народную. Святость можно убить лишь «святостью». Началась работа над строением. Ведь и злые силы тоже строятся. Так и Мара, воплотивший зло, город свой воздвиг прекраснейший, и сады цвели в том городе, и цветы благоуханьем радовали, а дворцы так изыскано были украшены, что слагали о них легенды дивные.
Долго шла работа над памятью, а точнее сказать против памяти. Так, направить ее в русло нужное время требуется и старание. Материал для стен взят из древности, в доведической своей истории. Шива – символ гималайских гор, главный бог племен изгнанных, стал фундаментом для построения. Ох и сильные были старатели, раз заставили Владыку месяца вновь отпить из чащи яд предложенный! Где же Вишну – охранитель звезд, где же Брахма созидательный?! Ведь пришел же Он к Просветлённому, убедил его нести Учение! Но всему нужна мера времени. Человек сам придет к открытию. А пока стоят храмы новые, но фундамент у них – древний, истинный. Не убит еще источник мудрости.
Закончил путник свою песню-сказку, которую передал ему дед. А потом мы слушали о его путешествиях, гималайских древних монастырях и храмах. Рассказывал он другие сказки о необыкновенных растениях, загадочных местах и людях, которые живут в мире с природой, о странниках, которые бродят по гималайских дорогам.
А весной отправились вновь на вершину горы, где стоит овеянный ветрами легенд и истории храм Биджли Махадев. И встречают нас на подходе юркие змеи. Не замечали мы их раньше. Орлы взмывают вверх, и кричат вороны, волнуются, кружатся над храмом. Все заговорило вокруг знаками. Будь только внимательным и чутким! Вот группка молодых людей спускается из храма. Лица их сияют улыбками, а один из них поет песню. Впереди, виляя хвостом бежит пес – местный житель. Вдруг, один из юношей подбирает камень и швыряет в четвероного беднягу. А тот, плача и охая, убегает обиженный. Молодые люди удивляются, сами не понимают почему его обидели. Ведь из храма шли, из святого места!
А здесь девушки знакомые сидят. Подошли, разговорились. Одна из них держится за голову.
- Что случилось? – спрашиваем.
- Голова болит каждый раз, как сюда поднимаемся, - отвечает одна из них побелевшими губами.
А ведь, в храм шли, в святое место!
Подошли к пуджари (священнику). Он, параличом разбитый, жалуется, что давно молнии не посещали Биджли Махадев. А люди приходят посмотреть чудо, как разбивает небесный огонь символ Шивы – огромный шивалингам. Что случилось с храмом, со священным местом?
И понимаем, как долго старались небесные войны освободить энергию созидания, похороненную разрушителями. Через несколько месяцев появился здесь буддийский монах и опять развесил лунгту. Сидит, мантры читает.
- Ом Мани Падме Хум!
- Ом намах Шивая! - звучит мантра в храме Шивы.
Буддийский монах отправляет нас в Дхарамсалу, в главный архив. Говорит, что там можно прояснить вопросы, которые уже несколько лет задаем местным жителям. А в Маклеод Гандже получили мы еще одну историю. Есть несколько вершин в долине Куллу, где когда-то практиковали тантру местные племена, еще до прихода ариев. Шива был покровителем этих мест. Две горы стоят напротив друг друга в городе Куллу. И были на тех вершинах пещеры, где выполняли ритуалы. Одна вершина обладала женскими энергиями, другая – мужскими. После завоевания этих мест ариями тантра ушла на юг Индии, Шива потерял свои ведущие позиции, а храмы начали строить рядом с рекой и поселениями. Заброшены были пещеры и практики. Когда пришел буддизм в эти места, Учителя обосновались на вершинах гор, в недоступных пещерах. Паломники, следующие за перевалы, к священной горе Кайлас, посещали пещеры и храмы, выстроенные на вершинах гор, где хранились буддийские реликвии и тексты. Но настало время, когда буддизм стал мешать жителям Индостана. Разрушались храмы, монахов и учителей безжалостно убивали. Уничтожены были и сакральные места на вершинах гор в долине Куллу. Буддисты бежали за перевал Рохтанг в труднодоступные долины Лахул, Спити, Киннаур, и далее – в Ладак. На разрушенных местах возводились храмы Шивы. Так случилось с Биджли Махадевом. И есть этому подтверждение в архивах.
Как же мне захотелось написать статью об истории Биджли Махадева в местную газету! Набросала текст и показала его Раджешвару Палу, моему консультанту и другу. Но он, переменившись в лице, еще раз предупредил, что трогать священное место – не советует. Мол, будут большие проблемы у всей нашей семьи. Но тема так захватила! Как же можно остановиться на пол пути! Начала писать статью в журнал, издаваемый в Чандигархе. И здесь произошло одно событие…
Хорошо и спокойно работается в деревне Деодар, расположенной над городом Куллу на склоне горы. Тихо и не суетно. Сюда мы переехали после двух лет проживания в Рамшиле (район города Куллу), где жизнь «била ключом» праздниками, фестивалями, гудками машин и постоянными гостями. В Деодаре мы готовили фото выставки, я писала статьи, а также обрабатывала собранные легенды и сказания. Сложно шла работа над статьей о Биджли Махадеве. Вечером на несколько часов отключали свет, что часто случается во многих штатах Индии. Вот и в этот день, когда решила поставить чайник на плиту, я оказалась в полной темноте. Стою с чайником перед дверью во двор, где у нас вода течет, и не могу перейти порог. Что такое?! Ноги к полу прилипли и не отрываются. Что-то здесь не так! Пошла за фонариком и, посветив на дверь увидела на пороге огромную черную змею. Она медленно выползала из комнаты через порог на двор. Когда свет включили, рассказала об этом случае хозяевам дома.
- Так это – сатар кира, одна из самых ядовитых змей Индии!
Утром начали проверять весь дом и обнаружили, что облюбовали змеи комнату рядом с крылом дома, где мы жили. Убивать нагов в этих местах – не положено. Потому выгнали мы все змеиное семейство из дома, зная, что далеко не уйдут, раз пришли. А я прекратила до времени писать статью о Биджли Махадеве, пока не успокоится Шива и местные жители. Прошло уже шестнадцать лет.... И время это настало
Фото - Валерий Гаркалн
|