История семьи
Дорогие друзья! Статья публикуется впервые. Очень прошу указывать автора при копировании материала на свои сайты.
Мы познакомились с семьей Нерия и главным ее представителем - Кару, так его называют родные и близкие, двенадцать лет тому назад. В то время моя дочь Маша c трехлетним сыном жила в Багсу, а я занималась буддийскими практиками в Маклеод Гандже. Маша меня ввела в семью, которая помогала молодой матери, а затем стала помогать и мне. Очень скоро мы стали большими друзьями. А в этой семье почти тысяча родственников, которые владеют гостиницами, магазинами, туристическими агентствами, домами и большими участками земли, где выращивают овощи и фрукты; занимаются бизнесом – добычей и поставкой сланца для крыш и дизайна помещений.
Наш дорогой Кару - потомок раджпутского клана, который в середине 17 века, во время правления жестокого могольского правителя Аурангзеба, бежал из Раджастана. Тогда эти земли назывались Раджпутана. Здесь надо отметить, что слово «раджпут» или «раджа путра» переводится с санскрита как «сын царя» или «сын раджи». Это были воины из многочисленных царских кланов, которые правили на территории Раджпутаны.
Семья поселилась в небольшом, окруженном альпийскими пастбищами городке Бхармауре (Брампуре). С 6-10 век этот город был столицей княжеского государства Чамба, где правили раджпуты из клана Каточ. Но ко времени переселения предков Онкара Нерия, столицу перенесли в другое место, поближе к реке. Сейчас это – город Чамба.
Княжество никогда не подвергалось завоеванию ни моголов, ни сикхов. Лишь с Британской империей оно существовала на взаимовыгодных условиях.
В середине 17 века город Бхармаур был тихим пристанищем кочевых племен, пастухов гадди (гаддис). И юноши раджпуты поняли, что лучше жен им не найти! Умные сыны раджей смекнули, что соединившись со свободными и необразованными пастухами, они приобретут и власть, и уважение. Юноши стали выбирать себе девушек только из семей пастухов. Так образовался новый клан - раджпутские гаддис.
И настало время переселений. В долине Кангра семья Нерия очутилась спустя два века. А так как в горах проживали также пастухи, семейный клан поселился в маленьком поселке Багсунатхе, рядом с храмом Шивы.
Здесь, в горах долины Кангра, пастбищными землями владели гаддис. Раджам хватало широкой долины. Потому потомки сынов царей из Раджпутана, поселились вместе с пастухами, которые уже были дальними родственниками по крови.
Раджпутские гаддис стали соединяться с девушками из пастушьих племен, таким образом, приобретая большие участки горных склонов, а также очень заботливых жен.
Легенда о царе Бхагсу
Уже более ста лет, семья Кару следит за храмом Шивы в Багсунатхе. Согласно легенде, жил в этих местах раджа Бхагсу. Как-то настали плохие времена, пришла в эти места засуха. И не шли дожди, и реки пересохли, и стали умирать животные и люди. Король Бхгсу решил помочь своему народу и украл воду из священного озера Наг Дал, прорубив в скалах небольшой тоннель. Наг Девта - царь Змей (Васуки) был взбешен этим поступком. Как мог простой раджа вмешиваться в божественные дела! И лишил раджу своего благословения. А как жить без поддержки того, кто так близок Шиве?! Раджа Бхагсу раскаялся в содеянном и построил храм, который посвятил Шиве, чтобы вымолить прощения у царя всех нагов.
Однако существует и другая история, которая связана с покровительством общины горхов, известной под именем Бхагсувала, и бога Бхагсунага, жившей когда-то на этой территории. Горхи – индо-непальский народ, который представлял собой смесь каст и племенных кланов. Также считается, что члены этой общины построили два бассейна с водой, украшенные тигровыми головами.
Гурхи и храм то ли Шивы, то ли Бхагсунага
(Материал впервые был опубликован мною на сайте kailash.ru)
А это история храма в Багсунатхе связана с гуркхами. Первый батальон непальских гуркхов был образован в английской колониальной армии в 1815 году. В это время английские войска воевали с мусульманскими завоевателями. Военные сражения проходили с большим преимуществом последних. В 1861 году батальон перевели в Дхарамсалу, куда и переехали семьи непальских офицеров, образовав небольшую общину. Храмов в это время в Дхарамсале и окрестностях было мало. Местное население, которое состояло в основном из пастухов, молилось местным богам, которые жили в маленьких алтарях, сокрытых от чужих глаз. Единственный индуистский храм находился в Багсу.
Сюда стали приходить непальские гуркхи семьями. И надо сказать, батальон начал одерживать победы. Они считали, что местный бог Багсунатх (а может быть и Шива), стал покровителем военных. Первая большая пуджа была проведена в храме в 1869 году. С этого времени они проводились раз в месяц. В 1947 году Индия приобрела независимость, батальон непальских гуркхов остался в индийской армии. Его перевели в другое место.
Но каждый год в храме, в маленьком поселке Багсу, рядом с Дхарамсалой, проходят пуджи в честь Шивы и Багсунатха.
Самый старый магазин парса Нороджи
(Материал впервые мною был опубликован на сайте kailash.ru)
Как-то, в разговоре с моим другом Кару Нерией, мы затронули тему местных жителей Маклеод Ганджа и Багсунатха, которые много что сделали для развития этого района. Кару упомянул об одной интересной семье парсов Нороджи. Семья Нерия дружила с ними в течение четырех поколений. Кару отвел меня в самый старый действующий магазин в штате Химачал Прадеш, который расположен на площади и не привлекает внимание туристов. А зря! Он был построен в 1860 году.
В середине 19 века Дармсала стала административной столицей района Кангра и популярной среди британцев горной станцией. И магазин, в котором продавались нужные для них товары, был просто необходим. Первый представитель семьи Нороджи понял это и не прогадал. Три поколения семьи Нороджи жили в Маклеод Гандже с 1840 года и владели этим магазином. До сих пор он все еще работает и выглядит как 178 лет тому назад! Под магазином — жилые покои, состоящие из пяти комнат, террасы, балконов, кухни, на самом нижнем этаже — обширный склад. Фотографировать внутри магазина запрещено. А вот осмотреть его — можно и нужно.
Интересно, что Нозер Нороджи был другом Далай Ламы. Именно он ходатайствовал перед Джавахарлала Неру о том, чтобы индийское Правительство выделило землю для тибетских поселенцев в Маклеод Гандже. Макло его стараниями стал маленькой Лхасой или Дхасой, как называют его тибетцы. Нозер Нороджи — третий потомок большой семьи парсов, умер в Маклеод Гандже в 2001 году в возрасте 85 лет. Его сыновья и внуки сейчас владеют чайной плантацией в Западной Бенгалии и часто посещают верхнюю Дхарамсалу и свой старый дом предков.
Смотритель дома и магазина — Джоджиндер Сингх рассказывает, что магазин заботился о суточных потребностях британских чиновников и их семей. Здесь продавалось множество товаров от булочек и печенья до табака, туалетные принадлежности, парфюмерия и ликер, лампы, сладости, шнурки, обувь, а также оружие и боеприпасы. Это был хороший бизнес! Разбогатевшая семья участвовала в строительстве дорог, строила дома и давала деньги на храмы. В летнем доме семьи в Дхарамкоте, который был недавно продан, сейчас располагается Медитативный центр Тушита. Что продавалось в магазине в те времена, можно посмотреть внутри магазина. Это очень интересно!
И в заключении, возвратимся к нашему другу.
На праздники, свадьбы и торжественные приемы, Онкар Синх Нерия надевает свою знаменитую шапку, на которой красуется золотая с изумрудом брошь, а в ней заколоты перья монала. Эта птица стала символом штата Химачал Прадеш. Когда-то на монала могли охотиться только представители княжеских родов и носить украшения из перьев могли только князья и их родственники. Две сережки из чистого золота в ушах - обязательное украшение всех мужчин этой семьи.
Потомок раджей всегда выглядит царственно, хотя и называет себя то воином, то пастухом.
Лишь на свадьбы родственников или некоторые семейные праздники воины раджпуты, потомки царских родов могут надеть традиционную повседневную одежду гаддис, тем самым показывая свою связь с пастухами.
|