Пятнадцать лет назад наша семья породнилась * с семьей Судов из Куллу. Суды – это торговцы и меценаты, которые столетиями поддерживали строительство храмов, помогали многочисленным паломникам, следующим по гималайским святым местам.
Глава семьи бабушка Кришна - мать трех братьев, дома которых стоят рядом и составляют единый комплекс лавок и маленьких магазинчиков. Она вдова и является старейшиной рода. Самые сложные вопросы, связанные с религиозными обрядами, спонсорскими вложениями в храмы или проведение благотворительных обедов, которые устраиваются на берегу реки Биас рядом с храмом священной обезьяны – Хануманом, решает мудрая бабушка семьи Судов. Она помогает воспитывать шестерых внуков. В семьях индийских торговцев женщины в основном занимаются домашним хозяйством. Но воспитание и первоначальное обучение детей здесь поручают бабушкам. Мать хлопочет по хозяйству, а бабушка общается с внуками. Она им передает сокровенное знание рода. Мы часто общались с бабушкой Кришной, для того чтобы понять некоторые странные для нас привычки гималайских жителей.
(в семье Судов)
Здесь наиболее сильно чувствуешь любовь к животным, как к братьям нашим меньшим. Как- то в семье Судов поведали о том, что в их кладовке поселилась большая змея. На вопрос – почему вы ее не убиваете, или не выгоняете из дома, глава семьи, пожав плечами, ответила:
- Эта змея, вероятно, пришла к нам издалека. Таких больших змей здесь нет. И она выбрала для отдыха наш дом. Как же я могу выгнать гостя? Когда ей нужно будет идти дальше – она уйдет.
Несколько месяцев Суды не заходили в кладовку, чтобы не беспокоить гостью. Нужные им предметы обихода они брали у соседей. Как-то отец семейства увидел, что змея покинула дом. Собравшись вместе, они прочитали молитву напутствия в дальнюю дорогу. И долго еще вспоминали с грустью ее визит. Как-то в праздник Ханумана мы поделились с мудрой бабушкой впечатлениями о двояком отношении индусов к обезьянам. Жители долины Куллу почитают этих животных как святых, и одновременно выходят каждую весну и осень на дежурство с ружьями – отпугивать этих воришек из своих садов и огородов. Мальчишки кидаются в них камнями, взрослые ругаются, а утром идут в храмы, посвященные Хануману, и читают молитвы. Бабушка Судов улыбнулась и так прокомментировала это явление:
- Обезьяна – животное самостоятельное. Она живет на свободе и свободна от человека. Зачем сажать фруктовые деревья там, где живут обезьяны? Ведь все знают, что они любят фрукты. Выращивая яблоневые деревья, ты толкаешь этих животных на воровство. Они не знают, сколько труда ты вложил, и что яблони принадлежат только тебе. А коль посадил – не сетуй, а поделись! Все должны жить в гармонии друг с другом.
(свадебный ритуал в семье Судов)
Семья Судов немаленькая – пятнадцать человек и все живут в гармонии друг с другом и со всем окружающим миром. Потому так радостно заходить к ним в гости или просто проходить рядом с домом, что стоит рядом с храмом Ханумана, на берегу священной реки Биас.
* «породнились» – повязали ракхи
Фото - Валерий Гаркалн
|