Маленькая история, которая заставила меня внимательно приглядываться к совместной жизни людей и богов долины Куллу
В нашей части дома в Деодаре в одной из комнат мы сделали алтарь, на который поставили русские иконы. Каждый день диди (сестра Валеры по ракхи) приходила в эту часть дома с красной краской, цветами и небольшим кувшином с водой и совершала ритуал благословения – ставила точку (тику) над дверями, которые вели в комнаты, у порога помещала щепоточку лепестков и сбрызгивала их водой. Комнат у нас было две, и еще одна дверь выходила в небольшой палисадник. Потому весь ритуал проходил быстро.
Когда диди увидела алтарь, она начала ставить тики и на лбы святых, которые были изображены на иконах – святому Сергию Радонежскому, святому Николаю Угоднику, святому Пантелеймону и Богородице, а на алтарь помещала цветы. Я не мешала ей это делать. Хотя, думаю, что многие православные сейчас выразят недовольство по этому поводу. Но со своим уставом в чужой монастырь… Потому я решила - пусть делает, ставит тики на иконы! Краска натуральная, полезная… Но каждый раз, поставив красную точку на лоб святых, диди вздыхала и охала, качала головой и подолгу стояла около икон в раздумье.
- Почему ты вздыхаешь и охаешь, диди?
- Да они у вас какие-то очень суровые! Таких не обманешь!
- А своих вы обманываете?
- С нашими можно договориться…
Так началось мое тесное знакомство с жизнью людей и богов долины Куллу, а также их взаимоотношениями.
Как можно договориться?
Простые жители долины Куллу , которые живут со своими многочисленными богами бок о бок, каждый день делают ритуалы, молятся, общаются, просят и благодарят за поддержку в больших, маленьких и домашних храмах.
Через проводников . К ним они иногда приходят за советом. Потому как садху живут преимущественно вдали от шума городского или деревенского. По данным на 2007 год, в Индии насчитывалось от 4 до 5 млн садху. Вместе с садху индуисты совершают паломничество в святые места.
Через святые места . Сами индусы называют такие священные места - тиртха, что буквально означает "мост"; мост между небом и землей. Тиртха; мост - или место, где по неизвестным нам причинам энергия Земли входит в резонанс с сознанием человека и может наполнить пришедшего чистотой и позитивностью.
Выполняя ритуалы или религиозные обряды. При этом читаются мантры и выполняются действия, которые пришли из глубины веков. Эффективный ритуал объединяет верующего с Богом.
И через брахманов, с которыми обсуждаются все текущие житейские дела. Брахман до сих пор играет огромную роль в жизни индуса. Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса. Они составляют около 2—5 % населения Индии. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, учёные, учителя и чиновники. Ничто не может совершаться без участия брахмана в большинстве семей индуистов – свадьбы, рождения детей, их дальнейшая судьба, разные посвящения, похороны
«По душам поговорили»
Мы жили в Гималаях в семьях непростых индусов. Да, именно – индусов, а не индийцев, то есть приверженцев религии индуизма. О религии не буду здесь писать, ибо написано много, очень много, потому как тема эта – бесконечная. Любимые боги северной Индии – Шива и Парвати. Именно с ними жители Гималаев говорят по душам. Шива предстает перед гималайскими юношами не только богом, но и неким идеалом мужчины. А многие девушки гималайских долин каждый день молятся, чтобы боги дали такого же мужа, как Шива и каждая мечтает быть такой же женой как Парвати. Замужние женщины северных Гималаев обращаются к богине с любыми вопросами и проблемами, воздают почести по всем праздникам и семейным событиям, беседуют по утрам и перед сном.
А уж на праздник «Ралли» (Chaitti), который проходит в феврале и символизирует свадьбу Шивы и Парвати, в Куллу устраиваются вечерние посиделки. Женщины и девушки собираются в каком-нибудь доме, где стоят фигуры Шивы и Парвати, беседуют по душам о своих детях, рассказывают хорошие, и только хорошие новости, обсуждают предстоящие свадьбы и обручения, праздники и одежду. И все беседы должны вестись в позитивном ключе. Ведь рядом стоят Шива и Парвати, которые слушают и, безусловно, помогут, если вдруг возникнут какие-либо трудности. А после задушевного разговора – поются бхаджаны. И в этот момент незамужние девушки как раз и обращаются мыслями к Парвати, чтобы она помогла дать им такого же мужа, как Шива. После довольно эмоционального песнопения, начинаются танцы.
|