ИНДИЯ

ВЬЕТНАМ

Главная » Статьи » Открытая Азия » 20 лет в Гималаях

Гималайские женщины. Ода в прозе

Впервые эта статья была опубликована в "Женском журнале" и называлась она "Властительницы Гималаев". Сейчас настало время собирать тот многочисленный материал, который был разбросан по многим журналам и сайтам. Итак, ода в прозе гималайским женщинам!

О гималайских женщинах нужно говорить особо, потому, как не перестаешь удивляться их терпению, работоспособности и будто струящемуся внутреннему огню. Они всегда красиво и со вкусом одеты, украшены кто с ног до головы, а кто и с головы до ног в золото, либо серебро. Некоторые - маленькими блестящими штрихами подчеркивают детали своего туалета. Восьмидесятилетие "бабульки" и десятилетние девочки, замужние дамы и девушки на выданье - все они тщательно следят за своим внешним видом, нарядами, чистотой тела, одежды и особенно за волосами - особой гордостью жительниц гималайских долин. Каждое утро происходит обряд чесания волос. Как правило, это делается в лучах восходящего солнца. Длинные пряди сначала моются, затем расчесываются первый раз, после этого смазываются чуть-чуть специальным маслом и вновь расчесываются уже более длительное время. Часто, проезжая по долине утром, видишь на плоских крышах домов, во дворах или на верандах молодых и не очень молодых женщин с распущенными по плечам волосами. Они совершают обряд расчесывания, и их длинные, роскошные волосы, принимая живительный свет, блестят на солнце.

Жительницы долины Куллу, как правило, носят традиционную для севера Индии одежду. В городах принято носить шальвары и камиз* с дупатой*. Сари* надевают в особых торжественных случаях. В деревнях женщины облачаются в патту* - большую шерстяную шаль ярких расцветок, по краям которой проходит кайма с гималайскими узорами. Патту скрепляют на плечах булавками, которые соединяются друг с другом длинной цепью - вумни. Все это сооружение богато украшено камнями. На головах местных красоток всегда надеты яркие платки. Кромки ушных раковин блестят многочисленными золотыми серьгами, ноздри украшают тили*, а шею - бусы из речного жемчуга с кораллами или бирюзой, которые всегда надеваются женщинами после рабочего дня.

Жительницы каждой области Гималаев отличаются друг от друга. Здесь можно встретить женщин с типичными крупными, чувственными чертами лица и пышными фигурами, есть и лица, черты которых будто прорисовали тонкой кистью, а тело лишь угадывается под яркой одеждой. Изящный монголоидный тип жительниц Лахула соседствует с крупными загорелыми лицами представительниц высокогорного Ладака.

Темноволосые и рыжие, кареглазые и голубоглазые, высокие и коренастые - как можно однозначно ответить на вопрос, какие они - женщины гималайских долин? Нас всегда поражали встречи с гималайскими красотками на горных тропинках. Неся за плечами огромную корзину травы или дров, они, утирая пот с лица, улыбались белоснежными улыбками, приветствуя незнакомого путника. Молодые женщины в ярких одеждах, трудятся на полях-террасах, держа за спиной своих маленьких детишек, привязав их к себе красивейшей шерстяной шалью, которой позавидовала бы любая посетительница европейского бутика. Местное население очень стесняется говорить об интимных отношениях и показывать свое тело. В горячих общих ваннах (горячие источники сульфидной воды), женщины, купаясь, не снимают своей одежды. Они стесняются даже друг друга.

Женщины Гималаев - явление уникальное. Они - тайный предмет воздыхания и вдохновения. Их украшают и берегут, используют как рабочих лошадок и советуются, решая сложные проблемы. Они не имеют права без своих мужей надолго отлучаться из дома, потому что на их «плечах» все хозяйство. Они работают в поле, рожают детей, строят дороги и при этом являя себя этому миру истинным произведением искусства.

Как-то, в автобусе, обратили мы внимание на древнюю старуху. Она сидела в ярком бело-малиновом пату. На голове полыхал вишневый платок из-под которого виднелись свернутые под тяжестью многочисленных золотых серег уши. В обеих ноздрях носа блестели тяжелые тили, и вся ее фигура согнулась то ли от старости, то ли под тяжестью длинных нитей бус в несколько рядов жемчуга, кораллов, бирюзы и других неизвестных нам камней. Но что самой удивительное было в этой старой женщине - красная полоса по пробору седых волос, сделанная нетвердой рукой ее согнутого годами мужа. Такую полосу делают женам для того чтобы показать окружающим, что женщина уже принадлежит своему "хозяину" и способна рожать от него детей. Старая кокетка, вероятно, отправилась в гости одна, и муж "пометил" ее, чтобы ни у кого не было соблазна отобрать его собственность.

Если в центральной, южной и северной равниной Индии рождение девочки - горе в семье, то в горной части - благо. В Кангре три поколения тому назад в среде варны вейш* существовал такой обычай. Когда девушку выдавали замуж, ее сначала ставили на весы. На другую часть весов, родственники жениха помещали золотые изделия, украшения, монеты. Когда весы уравнивались - родственники невесты соглашались отдать ее в другую семью. До сих пор в долине Куллу семья жениха обязана преподнести невесте золотые украшения (серьги, браслеты на руки и ноги, тили, вумни, ожерелья и кольца) перед свадьбой. Это - основа семейного банка, которым распоряжается жена. В Ладаке таким банком служит перак - женский головной убор, украшенный бирюзой, золотыми и серебряными пластинами. В равнинной части Индии платят немалые деньги для того, чтобы отдать девушку замуж, а в большинстве гималайских районов, чтобы приобрести бесценное сокровище.

Во всех праздниках долины Куллу, в основном, участвуют мужчины. Они и хороводы водят, и многочисленных богов сопровождают, организовывают свадьбы и деятельно участвуют в них, посещают дома, где ушли из жизни родственники и наносят визиты родным, где родился новый человек. Больные друзья и дни рождения, многочисленные ягьи (священные службы) и пуджи - все это ложится на крепкие мужские плечи. Они, конечно, помогают женщинам в хозяйстве. Но в определенное ими время. Некоторые мужья проводят в компании вечера за бутылочкой местного самогона и приходят домой, наполненные добротой и мудростью. "Love is God, God is Love*" - основа философии хмельного жителя Гималаев. А если жена недовольна ежедневным причащением мужа из источника мудрости, он, показывая на звездное небо, выдает еще один философский пассаж - "Шанти, мере пьяра*". Надо сказать, что в "шанти" пребывают многие мужья в гималайских деревнях. Здесь растет чарес, или конопля, которую из покон веков курили, да и сейчас потягивают местные философы и служители бога Шивы. А после "божественного" покоя, какая может быть работа? Женщины здесь покуривают "бири" - маленькие сигаретки из скрученного табачного и эвкалиптового листа. "Бири" по мнению местных специалистов прочищает легкие и дает заряд энергии. Вот и бегают по горам, неся за плечами огромные корзины, гималайские жены, покурив "бири", а их мужья, собираясь вместе в это время, пребывают в "шанти", остановив свои взоры на белоснежных вершинах гор.

Есть в одной из долин такой праздник, где мужчины и женщины собираются вместе и поют песни. В песнях женщины высмеивают своих мужей, а те в свою очередь должны достойно ответить. Такой словесный поединок длится всю ночь и проходит он только раз в год. Посмеются, поиздеваются, выскажут друг другу все что думают, и больше не будут выяснять отношений целый год. Семьи в Гималаях крепкие и царит в них тепло и терпение, потому что правит по негласному закону в своем маленьком государстве женщина - хранительница «все наполняющего огня жизни».

Фото - Валерий Гаркалн

Категория: 20 лет в Гималаях | Добавил: mashalotus (19.06.2017) | Автор: Марина Филиппова (Марина-Индия)
Просмотров: 1101 | Теги: горы, Индия, Гималаи, Марина Филиппова, женщины | Рейтинг: 0.0/0
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ




Copyright Филиппова Марина © 2024
Бесплатный хостинг uCoz