Си (Si) – мани (Mani) – санск. – «драгоценность». Piti (Пити) – «место». Spiti Си (Si) – мани (Mani) – санск. – «драгоценность». Piti (Пити) – «место». Спити (Spiti) – место драгоценности. Монастыри Спити – одни из самых древних из сохранившихся. Долина находится на восточной окраине штата Химачал Прадеш. Ее называют Малым Тибетом, потому как уклад жизни местного населения подвергся большому влиянию тибетских традиций и обычаев. Этот район граничит с западным Тибетом и здесь проживает большое количество тибетцев. Благодаря тому, что Спити находится в Индии, они полностью сохранили свою культуру и традиции, оставаясь у себя на родине, в отличие от тех тибетцев, которые остались в Тибете после китайской оккупации. Когда-то через долину проходил торговый путь в Лхасу, а буддистские монахи спокойно путешествовали из Лхасы по всем монастырям, расположенным по течению рек Биас, Спити, Парбати, Чандра и Сутлеж. До сих пор в этих местах традиции буддистской религии соседствуют с тибетской традицией Бон. Дорога в долину Спити из Куллу лежит через два перевала – Рохтанг и Кунзум. Перевалы эти не высокие, по гималайским меркам, но открыты три месяца в году. Перевал Кунзум означает «место встречи ибексов». Ибекс – горный козел, который практически исчезает из гималайских долин. Встреча ибекса сулит удачу в жизни.
В долине Спити бывал Падма Самбхава, через которого был принят буддизм в этих местах. Еще один великий строитель – Рин Чан Санг По провел в высокогорных долинах всю свою жизнь, воздвигая великолепные монастыри и храмы, которые до сих пор поражают своим величием и красотой. Здесь бывал Р.Киплинг. Он часто путешествовал по древнему индо-тибетскому торговому пути на восток – в долины Кейнор и Спити. «Эти места так величественны и так чисты, что здесь могут проживать только боги…» – отмечал Р.Киплинг после своих путешествий. Два раза на территории долины Спити (монастырь Табо и монастырь Ки) проводилась Калачакра его Преосвященством Далай-ламой ХIV.
Неожиданно вздрагиваешь, включая телевизор… Такая знакомая дорога, джипы, бегущие по горячему, сухому покрытию дороги, отвесные скалы и желтые горы, ледяная и бурная река, маленькие белые прямоугольные здания с черными окнами и красочными флагами. Да, это дорога из Кейнора в Спити. И это – телевизионная передача о той самой мумии из Табо, о которой так много слышали все гималайские путешественники. Но как-то странно поехал в эту долину профессор и исследователь Виктор Мейер из Пенсильванского Университета. Находясь в Манали, более логично было бы перевалить через перевал Рохтанг, а затем – Кунзум, и буквально за один день доехать до Табо. Но, вероятно, искатели приключений не ищут легких путей, тем более долина Кейнор также уникальна, как и мумия, за которой «охотились» ученые из США и Англии. Мумия, о которой было известно еще с 1975 года, называется местными жителями как – монах Сангха Тензин. Она была найдена в деревне Гуен на высоте 6000 метров после землетрясения. Разгребая завалы, рабочие обнаружили хорошо сохранившееся тело странно погибшего человека и, так как находка была сделана на Индо-Тибетской границе, о ней не активно распространялись в средствах массовой информации. Поэтому существование мумии было не известно еще некоторое время. Но жители долины Спити и тибетская колония в Дхарамсале уже активно обсуждали эту тему и материалы о мумии монаха печатались в местной прессе.
Экспедиция Виктора Мейера поставила своей задачей исследовать находку, которой уже начали поклоняться местные жители и монахи старейшего монастыря Табо. Ученый «встретил ибексов» на перевалах. То есть ему очень повезло, потому что загадка мумии была раскрыта. В словарях встречается такое значение слова «мумия» (араб. и перс.) – труп, предохранённый от разложения искусственным способом. Стремление сохранить тело после смерти у многих народов, было связано с представлениями о загробной жизни и о бессмертии. Но это была необычная мумия. Тело не заполняли солью или смолой, не погружали в растворы, как традиционно мумифицировали Великих лам Тибета. Этот монах мумифицировал себя сам! Именно тогда, когда команда ученых увидела мумию, у всех возник вопрос – почему именно в такой позе сидел монах, и почему тело так сохранилось? Радиологи определили методом радиоуглеродного датирования возраст мумии. Со времени как монах ушел из жизни, прошло 500 лет. Это был человек среднего возраста – 40-45 лет, совершенно здоровый. Ученые взяли образец волоска, и это заставило прийти к заключению, что до смерти монах постился в течение трех-четырех месяцев. Умерший монах сидел в позе медитации, которую использовали ламы из тибетской школы Нингма-па. В этой позе колени медитирующего должны быть у груди и поэтому ламы использовали холщевый или джутовый пояс, которым затягивали шею и обвязывали колени. Монахи долго находились в этой позе, аккумулируя колоссальную физическую энергию. Этой техникой обладали только мастера и в тайне передавали ее ученикам. На пути к достижению Нирваны, нужно было пятнадцать лет работать над собой, а затем познавать сакральный метод медитации. Очень немного написано об этой практике в Буддистских текстах в Индии. Только одна рукопись в библиотеке монастыря Табо имеет ссылку. Виктор Мейер говорит, что этот вид практики редок. «Это только известно среди определенных сект в Японии и Тибете. Они имели тенденцию быть тайными и жили в горах. Сама практика - часть традиции Дзогчен в пределах секты Нингма-па».
Виктор Мейер изучил подобные мумии в Японии и пришел к выводу, что монахи, после специальных ритуалов специально принимали смерть, чтобы облегчить тяготы своего народа. Перед тем, как уйти из жизни, они питались только древесной корой и орехами. До своей смерти, монахи иссушали внутренние органы, уничтожали бактерии в кишечнике, что не давало разлагаться телу. Вероятно и этот тибетский монах после определенной подготовки - голодания, принял позу до своей смерти. Мумия также не разрушалась и распадалась из-за джутового пояса, который бежит вокруг шеи мумии и проходит между бедрами. Он использовал частичное удушье, чтобы получить больший эффект от медитации и полностью сконцентрироваться на процессе.
Местные легенды говорят, приблизительно 600 лет назад, когда жители села Гуен подверглись нашествию скорпионов, монах Санга Тензин, попросил своих учеников похоронить его после ухода. Он сел на корточки и опустил голову вниз, чтобы быть посредником между духами животных и людей. Также говорится, что когда его душа оставила тело, радуга появилась поперек неба, и скорпионы загадочно исчезли из деревни.
Автор: Марина Филиппова
|