ИНДИЯ

ВЬЕТНАМ

Главная » Статьи » Индия » Малый Тибет. Спити

Истории долины Банджар. Священное озеро Серолсар

Истории долины Банджар.  Священное озеро Серолсар

Долина Банджар. Ее отделяет от долины Куллу невысокий, по гималайским меркам, перевал Джалори, высотой чуть больше 3000 метров. Он проходит через невысокую гряду гор, отделяющую долину Парбати от долины реки Сатлуж (Сутлеж).

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том...
(А.С.Пушкин)

И появляется перед глазами чудесная земля. Нет, не дремучие российские чащобы окружают одинокого путника, а именно те, сказочные леса, полные видений. Мощные дубы тянут свои огромные изогнутые руки-ветви к небу. В причудливых их переплетениях угадывается присевшая отдохнуть русалочка, а рядом с ней – леший. Солнце, пробиваясь через густую листву, рисует на корявых стволах золотые узоры, так напоминающие золотую цепь – древний языческий символ связи русского народа с прошлым, настоящим и будущим. Неведомые дорожки в Боголесье пересекают следы невиданных зверей, потому нужно быть осторожным, чтобы не потревожить редких обитателей этих мест – снежных леопардов.

Окруженное дубовыми лесами спряталось от суеты долин священное озеро Серолсар. Огромные валуны, покрытые мхом, сторожат его покой. Будто витязи, вышедшие из вод, застыли они на берегах озера и дали приют многочисленным странника, которые приходят сюда в поисках мудрости. Озеро Серолсар принадлежит Богине Будха Нагин – Змее-матери. По преданию, когда наги лишились покровительства и уважения людей, и пришлый народ стал уничтожать их храмы, изображения и самих нагов, собрались они у озера, обратились к Создателю за помощью. И вскипели волны, прихлынули к берегу, и вышла из озера Нагин Мата, Мать-змея. Попросили наги покарать людей. Но недаром змея в Индии – символ мудрости. Обратилась Будха Нагин к обиженным с такими словами:
- Наберитесь стойкости у этих скал, а мужества у могучих дубов, спокойствия и терпения у вод озера. Будьте чисты в помыслах, как гладь Сеолсара и возвращайтесь к людям, неся служение. И откликнуться их сердца, будут почитать вас как прежде за мудрость вашу и всепрощение.

Возвратились наги к людям, а озеро стало местом паломничества. Со всех сторон обступают его деревья, но ни одного листа не найдешь на его берегах и в самом озере. Местные мудрецы говорят, что Будхи Нагин договорилась с птицами, и уносят они опавшие листья, сохраняя чистоту воды, как символ светлых и чистых мыслей. Отражаются в зеркальной глади избушки - храмики без окон и дверей. Приезжают сюда многие странники, делают пуджу вокруг Серолсар. На плошку выливают гхи – топленое масло, читая молитвы, капают масло на берег озера. Не один круг проходят паломники, потому берега Серолсар в теплое время года – масляные. Зимой же выливается небесное молоко на перевал Джалори и озеро. В это время здесь царствует снег, и леопарды возвращаются на свои земли, не опасаясь быть потревоженными путниками.

Покидать перевал Джалори трудно, как нелегко расставаться со сказкой. На пустынной дороге, где на многие километры не встретишь ни домов, ни машин провожает путников одинокая фигура женщины в яркой накидке с метлой в руках. Чистит ли они дорогу к озеру-храму по просьбе Нагин Маты, или выметает грязные мысли забредших сюда случайных путников? Но, бросив последний взгляд на лес, окутанный туманом, оставляешь частичку сердца в этой сказке. Перед глазами возникает образ мудрой и красивой Бабы Яги, садящейся с метлой в ступу и улетающую в одну из избушек на священное озеро Серолсар, где живет она в мире и согласии с Будхи Нагин Матой. Вместе они творят великое дело, учат людей быть мудрыми. 

Примечание:
Баба Яга – дошедший образ Яги-Землыни – одной из святейших Богинь древних славян. «Ягья» (санскр.) – ведический ритуал, связанный с огнем (очищением). «Яга» или «Ага» того же корня, что и «Агни», или «Агиос». Бабой Ягой в древности звали женщин, которые ведали, т.е. обладали Знанием и жили в лесах, вдали от мирской суеты. К ним привозили на обучение малых деток. Образ Бабы Яги во времена принятия православия и борьбы с язычеством на Руси был изменен равно наоборот. Подробнее см. Ю.Миролюбов «Сакральное Руси», М.,1997. 
Ступа (санскр.) – навершие, иногда употребляется в значении «храм». Часто употребляется для обозначения специального сооружения, где хранятся буддистские реликвии

Категория: Малый Тибет. Спити | Добавил: mashalotus (10.04.2015) | Автор: Марина Филиппова
Просмотров: 1182 | Рейтинг: 0.0/0
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ




Copyright Филиппова Марина © 2024
Бесплатный хостинг uCoz