(Материал печатается с благословением Его Святейшества 33 Менри Тризина, Лунгток Тенпей Ньима)
Недалеко от столицы индийского штата Химачал Прадеш - Шимлы, в предгорьях Гималаев, в маленькой деревне Доланджи стоит огромный монастырь. Его называют - «Бонский монастырский центр Юнгдрунг» (YBMC). Религия Бон многие столетия была ведущей религией Тибета и возникла в Тибете задолго до проникновения туда буддизма в 7 веке н.э.
Возникновение Бонпо Бонпо предполагает, что их религия вышла из земли Олмо Лунгринг, частью большой страны, называемой Тазиг. Ол - символизирует «не рожденное», «не проявленное»; Мо - «неиссякаемое»; Лунг - пророческие слова Тонпа Шенраба - основателя Бон; Ринг - всеобъемлющее Сострадание. Олмо Лунгринг являлся одной из трех частей существующего мира и располагался на западе Тибета. Земля описывается как восемь лепестков лотоса над которым раскинулось небо в виде колеса с восемью спицами, в центре поднимающаяся гора Юнгдрунг Гуцек (пирамида девяти свастик).
Свастика (юнгдрунг) - это символ постоянства и нерушимости. Девять свастик, выстроенных друг на друге представляют девять путей Бона. В основании горы Юнгдрунг берут начало четыре реки, которые расходятся в четырех направлениях. Ученые указывают разные местоположения Олмо Лунгринга. Некоторые описывают ее, как гору Кайлас с четырьмя великими реками, которые берут начало у его основания; Китай находится на востоке, Индия - на юге, Оргьян - на западе, Кхотан - на севере. Другие ученые указывают ее географическое расположение в Средней Азии и Персии во времена великого Кира. Но в верованиях Бонпо вопрос о географическом расположении Олмо Лунгринга не так важен. Для них значим символ, который можно точно использовать для проверки подлинности их религии.
Символическое описание, которое включает в себя историю, географию и мифологию распространено в древних текстах. Так, в буддизме дается описание космоса с горой Меру, поддерживающей небо и четыре главных континента с четырьмя основными точками, где Земля является южным континентом.
Основатель и его учение
Основатель религии Бон - Шенраб Миво (Шенраб Мивоче), который проповедовал в Центральной Азии семнадцать тысяч лет тому назад. Он сошел с небес и вместе с двумя своими учениками - Мало и Юло явился в мир у подножия горы Меру. Затем он родился царевичем в 1857 году до нашей эры. Существует такая легенда.
Когда-то было три брата: Дагпа, Салва и Шепа, которые учились доктрине Бон на небесах, названных Сидпа Йесанг у бонского мудреца Бумтри Логи Чесана. Когда их обучение завершилось, они посетили божество Сострадания Шенла Одкар и спросили его, как они могут помочь всем существам на земле, которые погружены в несчастье и опечалены страданием. Он посоветовал им действовать как проводникам Человечества в трех последовательных эрах развития Земли. Следуя его совету, старший брат Догпа закончил свою работу с прошлым этапом развития Мира, второй брат - Салва, который взял имя Шенраб, стал учителем и проводником настоящего времени. Младший брат - Шепа придет как учитель в следующей эпохе. Божественный Шенраб родился во дворце Барпо Согье на юге от горы Юнгдрунг. Он был принцем, женился молодым, и имел детей. В возрасте 31 года он отказался от мира и жил отшельником, передавая Учение. В течение всей своей жизни его действиям по распространению Бон препятствовал демон Кьябпа Лагринг. Этот демон стремился уничтожить плоды трудов , или препятствовал работе Тонпо Шенраба до тех пор, пока не был обращен и не стал его учеником. Однажды, преследуя демона, для того, чтобы вернуть своих лошадей, Тонпа Шенраб достиг Тибета, и это было его единственное посещение этого региона. Он дал некоторые наставления, касающиеся проведения ритуалов. Но в целом нашел страну не готовой к полному принятию Учения. Перед тем как он покинул Тибет, Тонпа Шенраб пророчествовал, что все его Учение («Пять путей плода») проникнет на Тибет, когда настанет подходящее время. Пока он дал Учение «Четыре пути причины». Тонпа Шенраб покинул эту жизнь, когда ему было 82 года.
Распространение Бон в Шанг - Шунге и Тибете
До 7 века на территории современного Тибета существовало независимое государство Шанг-Шунг, в которое входили земли от центральной тибетской провинции Ю и Цанг и земли западного Тибета. Нет точного исторического доказательства, но есть некоторые упоминания, что государство распространялось по огромной территории от Гельгита на запад, до озера Намг - Мо на востоке, и от Катана - на севере, до Мустанга - на юге. Столицей Шанг-Шунга было место, именуемое Кюнг Лунг Нгулкар, что в переводе означало - «Серебряный дворец долины Гаруды» - руины которого обнаружены в верхней долине реки Сатлеж, к юго-западу от горы Кайлас. Народ Шанг-Шунга говорил на языке, который можно отнести к тибето-бирманской группе, синдо-тибетских языков. Страна управлялась династией королей, которая закончилась в 8 веке, когда последний король Лигмиря был убит, и Шанг-Шунг вошел в состав Тибета.
Первые бонские тексты были перенесены в Шанг-Шунг помощником Тонпа Шенраба Мучо Дэмтругом. Это были первые переводы на язык Шанг-Шунга, и на тибетский язык. Работы включены в канон Бонпо. И мы знаем о них, потому что они написаны на тибетском языке. Но некоторые из них, особенно старые, сохраняют названия, а иногда и целые отрывки на языке Шанг-Шунг.
С момента присоединения государство Шанг-Шунг было тибетизировано, его язык, культура и многие верования стали основной частью тибетской культуры. В связи с тем, что Шанг-Шунг географически находился рядом с большими культурными центрами Центральной Азии, такими как Гельгит и Кхотан, многие религиозные и философские концепции прошли через тибетскую культуру. Возрастал интерес к буддизму на Тибете, и в 8 веке был основан монастырь Самье. Буддизм стал основной религией. В это время религия Бон полностью ушла в подполье. Были предприняты серьезные попытки к ее искоренению. Сторонники среди знати и особенно среди простых людей, из поколения в поколение все же следовали Бону и сохранили свои религиозные убеждения.
Бон выжил. 7-8 век - сложное время для Бон. Многие священники покинули центральный Тибет, спасая священные тексты от уничтожения и сохраняя их для следующих поколений. Дренпа Намха - один из великих представителей Бон того времени, последовал буддистской религии в страхе быть убитым, но тем самым он сохранил Учение Бон.
С 8-11 века мы ничего не знаем о развитии религии Бон. Возрождение религии началось с открытием ряда важных текстов Шенчен Лугом в 1017 году. Благодаря ему религия была спасена, как полная религиозная система. Шенчен Луга родился в клане Шен, который берет начало от Конгца Вангдена, одного из сыновей Тонпа Шенраба. Потомки этой семьи до сих пор живут в Тибете. Шенчен Луга имел большое количество последователей. Трем из его учеников он поручил продолжить три разных традиции. Одна из них пошла от Тучена Намка Юнгдрунга, который родился в семье Дру, иммигрировавшей в Тибет из Гилгита. Он объединил Учения космологии и метафизики и основал монастырь Еру Венсака в 1072 году. Этот монастырь являлся большим центром обучения до 1386 года, до тех пор, пока не был разрушен наводнением и покинут. После этого семья Дру продолжила вложения средств в религию Бон. Это продолжалась до 19 века, когда уже во второй раз реинкарнация Панчен Ламы была найдена в этой семье (первая реинкарнация была второго Панчен Ламы в 1663 году, вторая - пятого Панчен Ламы в 1854 году).
Вторая традиция связана с учеником Зуе Легпо, который основал Учение Дзогчен и практики. Он построил монастырь Кидкар Рицинг. Учитель вышел из семьи Зу, которая сейчас проживает в Индии. Третья традиция связана с учеником Патен Палчог и представляет тантрийское учение. Он вышел из семьи Па, которая перебралась из Цанга в Кхам, где живут до сих пор. Меукепа Палчен, который вышел из семьи Меу основал монастырь Зангри. Он стал центром философских учений. Таким образом, с 11-14 века Бонпо имели четыре важных центра обучения, все они располагались в провинции Цанг.
В начале 15 века религиозное обучение укрепилось с построением монастыря Менри (1405 год) великим Учителем Бонпо Шерабом Гальценом (1356-1415). Монастырь Менри и два указанных центра играли большую роль в обучении до тех пор, пока Китай не захватил Тибет в 1959 году. Монастырь Юнгдрунглинг, основанный в 1834 году и монастырь Карна были подчинены Менри Через эти монастыри, как центры обучения и религиозных вдохновений, многие монастыри были образованы по всему Тибету ( за исключение центральной провинции У), особенно в провинциях Кьунгпо, Кхамс, Амдо, Гьяронге и Хор. С начала 12 века было 330 монастырей Бонпо в Тибете.
Строительство монастыря Менри в Индии
До и во время падения Лхасы (10.03.59 года) большая группа тибетцев- мужчин, женщин и детей, покинули Тибет и перебрались в Индию. С помощью индийского Правительства и нескольких международных организаций были оборудованы лагеря для беженцев в разных районах Гималаев, а также на юге - в штате Карнатака. По некоторым данным количество тибетских беженцев в Индии и Непале составляло 100000 человек (по данным 1980 года). Приблизительно 1 процент от общего числа тибетцев -последователи религии Бон, которых среди тибетцев называют бонпо. Вскоре после того, как тибетцы пришли в Индию, группа бонпо лам, монахов и переселенцев собрались в Куллу-Манали, где они были заняты на строительстве дорог. В связи с климатической разницей между Индией и Тибетом, и очень небольшой помощью благотворительных организаций, их положение было тяжелым. Многие из них умерли, включая Шераба Лодро(1935-1963) - главы Бонпо, настоятеля монастыря Менри в Тибете. В связи с чем, эта группа в середине 60-х годов решила образовать колонию для переселенцев. Задача по поиску земли и средств была возложена на Тензина Намдака. С помощью денежных вложений, которые были получены из организации Католик Релив Сервис, была найдена и куплена земля в Доланджи, около Солана в штате Химачал Прадеш. В 1967 году поселение было образовано и зарегистрировано индийским правительством под названием «Тибетский Фонд Бонпо» (Tibetan Bonpo Foundation - TBF).
Около 70 семей переехали из Манали, и каждый получил дом и участок земли, в соответствии с количеством членов семьи. Новое поселение в Доланджи названо «Тобгьял Сарпа» по имени деревни Тобгьял, которая находилась рядом с монастырем Менри в провинции Цанг в Тибете. Большинство тибетцев, живущих здесь вышли из районов, прилегающих к горе Кайлас, верхний Цанг, Кхор, Гонгпо, Деге, Амдо и Гьяронг. После смерти Шераба Лондро в Менри, настоятель Янгдрунглинга - второго по значимости монастыря в Тибете, стал духовным лидером тибетской общины Бонпо в Индии. Он приехал в Доланджи с группой монахов с целью образования монашеской общины.
Было построено несколько маленьких домов для монахов и небольшой храм для религиозных обрядов. В 1969 году настоятель провел церемонию по выборам приемника умершего настоятеля Менри. Имена всех гешей (европейский аналог - доктор теологии) были написаны на бумажках и помещены в специальную вазу. В конце церемонии, которая включала в себя службу и обращение к божествам Бонпо, вазу переворачивали до тех пор, пока не выпало одно имя - Санге Тензин Енгдонг, родившегося в 1929 году, и в это время работающего в Университете в Осло. Вскоре после его выборов он стал 33 настоятелем Менри и получил имя - Лунгток Тенпей Нима. В течение одного года он и настоятель Юнгдрунглинга работали вместе. Со времени смерти настоятеля Юнгдрунглинга в 1969 году, Менри Тризин Лунгток Тенпей Нима принял духовное водительство над всеми бонцами в изгнании.
Как настоятель монастыря в Тибете, он также является духовным лидером всех монастырей Бонпо в Тибете и Непале.
Строительство основного храма, фундамент которого был заложен в 1969 году и монастырь Менри (Пал Шентен Менри Линг) было закончено в 1978 году. Сейчас он известен по названием «Бонский монастырский центр Юнгдрунг» (YBMC).
Общественная организация бонского монастырского центра Юнгдрунг была официально зарегистрирована 12 февраля 2001 года Индийским Актом о Регистрации со следующими целями и задачами - сохранение духовной уникальности религии Бон и традиций, как части тибетской культуры; управление, как финансового и административного центра, всеми отделениями и всеми проектами, которые проводит YBMC. Ответственность за обеспечение и обучение детей, молодежи, жителей общины и монахов; проведение консультаций для всех бонцев: старых, нуждающихся, немощных и бездомных. 33 Менри Тринзин Ринпоче является президентом Организации. Администрация состоит из секретаря, объединенного секретаря, финансиста, бухгалтера и ассистента. YBMC использует волонтерскую помощь и подношения во время религиозных церемоний.
Биография Его Святейшества 33 Менри Тризина, Лунгток Тенпей Ньима
Тридцать третий Настоятель бонского монастыря Менри является духовным лидером тибетской религии Бон. Он родился в Тибете в 1929 году, в деревне Кьонгсанг, в восточной провинции Амдо около китайской границы. Местный служитель дал ему имя - Лама. Мать умерла, когда он был еще ребенком и воспитанием занимался А-Ньен Маченом - старый друг семьи. Когда Ламе исполнилось восемь лет, отец Джало Джонгдонг поместил его в ближайший монастырь Фунтсог Дардже Линг, где он научился читать, писать и считать, а также здесь началось познание бонской религии, которая длится всю жизнь. Посвятив себя духовным практикам и обучению, он в 25 лет получил степень Геше (доктор) в области философии под руководством Лопона Тензина Лодро Гьятсо. В следующий год Лама путешествовал по югу бонской провинции Гьялронг, где делал копии бонского Канжура с традиционных деревянных дощечек. Собрав огромное количество материала и использовав мулов для транспортировки более 100 томов священных текстов, он возвратился в монастырь, совершив тяжелейший шестимесячный переход.
В 27 лет Лама пешком совершил паломничество в Китай, где посетил святые места и возвратился в Лхасу. Последующие несколько лет были посвящены обучению в бонских монастырях Менри, Кхана и Яндрунг Линг в Тибете, где он стал известен как Санге Тензин Йонгдонг. Он также прожил некоторое время в монастыре Дрипунг в Лхасе.
В 1959 году Санге Тензин покинул Лхасу и отправился в Непал, где встретился с Настоятелем Юнгдрунглинга в провинции Долпо, где учитель жил в изгнании. Именно в Долпо, в монастыре Самлинг он впервые встретил ученого тибетолога профессора Давида Снеллгрова из Лондонского Университета. Именно в Долпо пришло убеждение в том, что нужно заниматься сохранением бонской религии и культуры. Санге Тензин собрал много важных бонских текстов двух канонов и деревянные формы, которые в последствии перевез в Индию, использовав опять мулов, как самый доступный и удобный вид транспорта.
В 1961 году вместе с Самтен Кармей и некоторыми другими бонскими монахами Санге Тензин посетил Дели. Здесь при поддержке тибетолога Е.Смита (представителя Южно-азиатского сектора Библиотеки Конгресса США, Вашингтон), он продолжил свою эпохальную работу по копированию, распечатке и сохранению целых томов священных бонских текстов и литературы.
В 1962 году по гранту Рокфеллеровского Фонда (Нью Йорк) Санге Тензин Йонгдонг, Самтен Кармей и Тензин Намдак преподавали тибетскую культуру в Школе восточных и африканских предметов Лондонского университета как ассистенты профессора Снеллгрова. Здесь они также изучали западную историю и культуру.
В Англии и во время путешествий по Европе, Санге Тензин останавливался во многих христианских монастырях. В 1964 году Папа Павел VI дал ему частную аудиенцию в Риме. В конце этого года по просьбе Далай Ламы, он совместно с другими учителями, как волонтер, открыл Высшую школу в Масуре на севере Индии для тибетских мальчиков-беженцев, которые закончили 8 классов.
В 1966 году по приглашению ученого-тибетолога Пер Кваэрне, Санге Тензин Йонгдонг прибыл в Норвегию и преподавал тибетскую историю и религию в Университете Осло. Он находился там до тех пор, пока его выбрали на смену 32-ого Настоятеля Менри и духовного лидера религии Бон.
В 1969 году после ряда церемоний и инициации, он приступил к обязанностям 33-го Настоятеля Менри и принял на себя обязанности по руководству образования Монастыря Менри в Доланджи, который был построен в тибетской провинции Цанг в 1405 году и был разрушен во время китайской революции в 1960 году. С тех пор он виртуозно и неустанно занимается Строительством при поддержке друзей и сторонников. Его Преосвященство Менри Тензин полностью сосредотачивает свое время и внимание в Доланджи на создание уникального своей вибрацией Бонского монастыря и поддержание действующего центра бонской культуры и традиций.
Тибетская Бон библиотека Юнгдрунг
Библиотека была построена за 5 лет (2002-2007) и была открыта Его Преосвященством Далай Ламой XIV 21 апреля 2007 года. Она явилась кульминацией проектов Его преосвященства Менри Тризина по завершению религиозного обучающего центра в монастыре. Основной задачей библиотеки является собрание полной коллекции важнейших книг и редких религиозных манускриптов на тибетском и языке Шанг-Шунг, книг об истории и культуре. С 1969 года Его Преосвященство Менри Тензин и члены Бонпо общины собирали тексты Бонпо по всему миру. Сейчас библиотека имеет полное собрание книг Бон и канонических текстов. Другие тексты, такие как буддийский Канжур, Танжур и комментарии к каждой из четырех основных буддийских школ также содержаться в этой коллекции. За все время было собрано тридцать тысяч книг на тибетском и языке Шанг-Шунг и десять тысяч книг на других языках.
Библиотека имеет четыре этажа и выстроена в традиционном тибетском стиле. На первом этаже - офисы, где сохраняют древние бонские тексты, публикуют статьи и книги о Бон. Есть информационный центр, где монахи сканируют тексты на компьютерные диски. Здесь также находится читальня для детей. На втором этаже - хранятся бонские религиозные тексты. Здесь же можно заниматься в оборудованных секциях. Напротив этого зала находится зал «Книги на тибетском и других языках». На следующем этаже - Музейный холл и конференц-зал. Последний этаж - Холл для медитаций. Библиотека проводит курсы по истории Бон, теологии, тибетскому языку и литературе.
Один день из жизни монахов в Доланджи
Эта монастырская община - единственный обучающий монастырь Бонпо в Индии. В нем находятся более 150 монахов и 200 послушников, а также 50 монахинь. Главная цель - обучение монахов в традиции Бон, проведение самостоятельных практик в соответствии с монашеским окружением и религиозных церемоний.
Утро в монастыре начинается с молитвы. Затем - завтрак, который начинается в шесть утра. После завтрака все монахи бегут на перегонки к резиденции настоятеля для благословения. В 6.30 здесь проводится «вотер блес» (благословение водой).
Первый прибежавший монах подает кувшин с водой Ринпоче. Остальные встают в очередь и по одному подходят к настоятелю, делают поклон и подставляют ладони. Его Святейшество одним движением наливает воду в ладони и на голову. Надо отметить, что Ринпоче готовит воду с утра, «заряжает» ее. Сначала читает молитвы, а затем кладет в воду можжевельник, который является очистителем.
Иностранцы, которые проходят практики в монастыре, а надо сказать, что сюда приезжают много людей из разных стран мира, также благословляются водой, стоя в одной очереди с монахами. После благословения, монахи идут во внутренний дворик, который находится позади главного храма и начинают диспуты. Практикующие иностранцы идут на завтрак, который подается в 7.30 утра в столовой при гостинице.
Диспут - практика, в которой один монах должен отстоять свою точку зрения, другой монах-оппонент пытается его опровергнуть или «сбить с толку». В этой практике используются любые эмоции. Тот монах, который отстаивает свою точку зрения - сидит, а оппонент - стоит.
Диспуты заканчиваются и большинство расходится по классам. Начинается учеба. Но это касается, конечно, не всех.
Справка В Менри можно выделить три группы монахов. Первая группа состоит из 20 лам и монахов, которые пришли из Тибета. Их главная деятельность заключается в проведении религиозных церемоний в домах местных жителей, частная религиозная практика и участие во всех ритуалах, которые проводит монастырь. В эту группу также входят несколько монахов, которые при своей жизни следуют специальным методам духовных направлений, связанных с Дзогчен и Чо.
Вторая группа состоит из более 150 молодых монахов, которые взяли религиозный обет в этом монастыре. Они обучены в традиции доктрины Бонпо и живут в соответствии с монастырскими правилами. Если они соблюдают свои обязанности, то монастырь им предоставляет обед, чай и суп. Одежду они покупают сами. 15-летнй курс образования монахов завершается экзаменами, которые принимают геше. После экзаменов монахам присваивается звание - Геше. Первая группа монахов закончила цикл обучения в 1986 году. Их специализация включает: монашескую дисциплину (сутра), историю Бон, ритуалы, тантру, диалектику, логику, мудрые тексты, базовые ступени внутреннего прогресса, философию серединного пути, космологию, метафизику, монастырские дисциплины, тантру, историю, поэзию, астрологию, астрономию, тибетскую грамматику, искусство (Танка, Мандала, Торма, Намка) и Дзогчен. Некоторые геше направляются в докторантуру по теме религии в западные университеты.
Третья группа монастырских представителей составляют мальчики от 5 до 18 лет. Они проходят первоначальное обучение в центральной государственной школе, в деревне около монастыря. Как правило, обычный курс включает в себя хинди, английский язык, а также тибетскую грамматику и историю. Вне школьных часов они участвуют во всех церемониях в храме, получают религиозные инструкции, занимаются тибетской каллиграфией, рисованием, учатся владеть ритуальными музыкальными инструментами. Во время длинных зимних каникул, они получают инструкции, которые используются для основного приготовления к обучению во второй группе монахов. У них - отдельная кухня, а также они используют возможность собирать хворост и готовить собственную еду. Все мальчики, будь это сироты или нет, находятся под присмотром монастыря. Родители не платят за своих сыновей. Но некоторые денежные дотации приветствуются. В 1988 Его Преосвященство Менри Тризин образовал Социальный Детский Центр для мальчиков (BCWC), а также Бонский Дом для детей (BCH), общежитие для маленьких мальчиков и девочек.
В 1967 году, когда первые монахи пришли в Доланджи, учение давалось Понлобом (высшее звание наставника) Санге Тензином - главным наставником монастыря Менри в провинции Цанг в Тибете и его помощником Понлобом Тендзин Намдаком- основателем поселения. В связи с различными сложностями, особенно в нехватке базовых книг и помещений, учение было разбито по частям и вошло в учебный курс для молодых монахов, практикующих только традицию Дзогчен. В 1978 году Панлоб Санге Тендзин умер и Лопан (старший наставник) Тендзин Намдак взял на себя ответственность за образование молодого поколения монахов. В конце 1978 году большое количество базовых книг было опубликовано и стало доступно в каждом классе, которые были дополнительно образованы в новых помещениях. Его Преосвященство Менри Тризин образовал Школу диалектики Бон. Именно с этого года образовалось полная обучающая доктрина Бона.
В двенадцать часов дня звучит гонг на ланч. У монахов образуется небольшой перерыв. Но после ланча - опять диспуты и вновь учеба, затем ранний ужин в 6.30 и опять диспуты. Даже вечером, когда темнеет в Доланджи, двор около главного храма заполнен монахами, которые заучивают тексты, читают или что-то пишут. Но в Доланджи бывают дни отдыха. Тогда юноши и мальчики «высыпают» на спортивную площадку, играют в волейбол или баскетбол.
Некоторые монахи с удовольствием «гоняют» мяч на полянах около монастыря, кто-то отправляются в город Солан, чтобы посидеть в Интернете или что-нибудь себе купить. Но главным занятием остается - учеба, которая может быть прервана только службами. И основное стремление молодых людей - прожить жизнь в добродетели и идти к высочайшему духовному совершенству. Считается, что простой человек тоже может достичь совершенства, но только монашеская жизнь дает единственно хороший шанс достичь высокого уровня. В течение многих веков монашеская жизнь сформировалась как существенная часть религии Бонпо.
Примечание авторов-составителей: Данный материал не является научным исследованием по истории религии Бон и носит познавательный характер. В разных научных трудах географические названия, имена собственные и специальные термины имеют различное написание. Это связано с особенностью тибетского языка и трудности его транскрипции на европейские языки. Поэтому тех, кого заинтересует данная тема просим обращаться к специальной литературе по истории религии Бон, которая находится в Библиотеке монастыря Менри или в Интернете.
Марина Филиппова и Андрей Кононов Монастырь Менри, март 2010
Использованная литература: Тензин Вангьял. Чудеса естественного ума. С-Петербург, 2000. Находится в библиотеке монастыря на полке с русской литературой Menri Monastery.2008. Брошюра находится в библиотеке монастыря «Kailash». Tibetan Yung-Drung Bon Monastery at Dolanji (материал находится в гостинице при монастыре) В библиотеке монастыря есть литература на русском языке по данной теме: Шардза Таши Гьялцен. Капли сердца Дхармакайи (практика Дзогчен традиции Бон). Комментарии Лопона Тендзина Намдака. М., 2000 Учения Дзогчен в традиции Бон. В изложении Лопона Тендзина Намдака Двадцать один гвоздь. Т.II. Устные наставления Лопона Тендзина Намдака и Тензина Вангьяла Ринпоче. Издательство «Уддияна» Тендзин Вангьял Ринпоче. Тибетская йога сна и сновидений. Санкт-Петербург, 1999 Чогьял Намкай Норбу. Йога сновидений Чогьял Намкая Норбу. Учение Семде. Москва, 2006 Тензин Вангьял Ринпоче. Исцеление формой, энергией и светом. Санкт-Петербург, 2003
|