При слиянии рек Шиок и Инд, недалеко от Каргила и к западу от Леха живут люди, известные как Дрок-па. В расовом и культурном отношении они отличны от остальной части жителей Ладака. Их религия больше напоминает традицию Бон (первоначальную религию Тибета), тогда как все ладакцы – буддисты линии Махаяна.
Древние традиции и образ жизни частично сохранены в песнях и гимнах. Одна из них - описание охоты на козерога, который является особенно священным. В гимнах вспоминается и другая история – перемещение народа из области Гилгит (Gilgit), что находился на западе Пакистана. Это произошло задолго до того, как Пакистан попал под влияние Ислама. Язык Дрок-па, как говорят, является родственным тому, на котором говорят сейчас в Гилгите. Внешний вид, головные уборы в виде клумбы из свежих цветов, серебряные украшения представителей Дрок-па – явление уникальное. Ладакцы в основном – монголоиды. Но этот народ имеет чисто арийскую внешность, то есть иранский облик и сегодня насчитывает приблизительно две тысячи жителей, живущих в пяти деревнях.
Когда мы с друзьями приехали в первый раз в деревню Дох, были удивлены «дикостью» местных жителей. Красочные костюмы женщин и особенно их клумбы на головах заставляли нас все время держать фотоаппараты «наготове». Но «охота» всегда заканчивалась неудачно. Красотки отворачивались или закрывали свои лица руками. Можно было только наблюдать за жизнью этого уникального народа, потому как жители деревни Дох все время находились на улице: работали на своих крошечных полях, выгоняли или загоняли скот, плели корзины, разбирали фрукты и овощи, стирали, мыли посуду… Они не обращали внимания на заезжих зевак, если только не видели фотоаппаратов. Мы остановились в небольшой гостинице – частном доме зажиточного представителя Дрок-па. Только к вечеру женщины этой семьи достали свои праздничные одежды и мы «отвели душу», сделав неплохие фотопортреты. Тогда же спросили, почему так не любят фотографироваться жители деревни.
– Фотографируйте в праздники или на базаре в Лехе. Они выглядят еще красочней, чем сейчас, дома. Здесь же мы живем своей жизнью. Наш дом - поля, улочки между домами, склон горы. Вы как будто вошли в дом. Это нехорошо! – пояснил хозяин дома.
– А почему в деревне нет магазина?
– А что там покупать каждый день? У нас все есть. Большие покупки – рис, зерно, мыло, сахар, соль, муку покупают не часто. Можно и съездить в большой поселок, заодно купить сладости детям, – улыбаясь, ответил молодой человек с внешностью перса.
Виноград оплетал маленький дворик, рядом зеленели поля, где выращивались все возможные овощи, а персиковые и абрикосовые деревья уже сбрасывали спелые плоды.
Это происходило в начале прошлого года.
В этом году я опять с друзьями посетила деревню Дох. На первый взгляд ничего не изменилось, все шло своим издревле заведенным порядком… Мы сели на солнышке около священного дерева и любовались нетронутым цивилизацией пространством. Рядом проходили женщины за водой. Увидев нас, остановились, приветливо помахали рукой и стали позировать. Удивленно мы вскинули фотоаппараты и сделали снимки. Они подошли к нам, приглашая сфотографироваться вместе. После фотосессии одна из «красоток», что постарше, требовательно протянула руку с возгласом – «рупис!» (рупии - денежная единица Индии). Мы протянули ей 10 рупий (примерно 6 рублей). Обычно в Индии это достаточно для позирования перед фотокамерой. Тем более – это была ее инициатива. Но женщина недовольно убрала деньги и опять требовательно воскликнула – «рууупис!!!». Да, это было неожиданно и печально! Прошел только один год и такие перемены! Мы возвращались к машине и представляли, что буквально пройдет года два, и путешественников будут окружать детишки Дрок-па, требуя конфеты, а женщины выстроятся по дороге в своих уникальных одеждах с протянутыми руками, скандируя – «Рууупииис!». А в Ладаке туризм набирает обороты все быстрее и быстрее. Едут богатые тетушки и дядюшки с полными карманами конфет для бедных детишек Малого Тибета. А уж рупии! Мелочь, какая по сравнению с евро или долларом! Заснять бы эту экзотику - и скорее домой, показать и рассказать. Нам стало стыдно и горько! За фотоохоту, за наглость, за то, что внедрились в чужое пространство, тем самым, сделав свой вклад в большие перемены жизни уникального народа из племени ариев.
Марина Филиппова (Индия, Малый Тибет)
|