Бакула Ринпоче родился в королевской семье Ладака 19 мая
1917 года в день праздника, называемого Сага Дава, это одновременно день
рождения, день просветления и день ухода Будды Шакьямуни. Когда мальчику было всего несколько лет,
Тринадцатый Далай-лама признал его воплощением архата Бакулы – одного из 16-ти
архатов – прямых учеников Будды Шакьямуни, достигших полной реализации.
Легенды рассказывают, что архат Бакула после смерти
родителей стал отшельником, он провел много лет в практиках и медитациях, пока
не встретил Будду Шакьямуни. Только увидев Будду, Бакула почувствовал огромную
веру в него. Под руководством Будды Бакула достиг просветления и стал архатом.
Одна из версий происхождения имени Бакула говорит нам, что
архат Бакула питался корешками, плодами и листьями дерева под названием бакула.
Также он спал на листьях и делал одежду из листьев того же дерева бакула. Вот
по имени дерева его и стали звать Бакула. Мальчик стал девятнадцатым воплощением архата Бакулы. Если
называть предыдущие, то считается, что среди выдающихся индийских и тибетских
воплощений это был Тилопа – один из основателей линии Кагью; один из основных
учеников Падмасамбхавы; ученик великого йогина Миларепы Речунгпа и другие.
Первым воплощением Бакулы Ринпоче в Ладаке было семнадцатое
- настоятель монастыря Ламаюру Кончок Рандо Ньима. В Ладаке был крупный
монастырь Петуб, но в нем не доставало крупного ламы-настоятеля. Однажды там
появился один подвижник и решил найти такого ламу для монастыря. Он погрузился
в медитацию, и внутри него всплыло имя Бакула. Подвижник очень обрадовался,
проконсультировался с тибетским оракулом, и отправился на поиски. Восемнадцатым
воплощением стал принц из королевства Зангскар, родившийся в 1860 г. и всю свою
жизнь посвятивший служению учению и Ладаку. Он ушел в 1917 г. Итак, после
известия о новом, девятнадцатом воплощении, монахи попытались забрать мальчика,
чтобы дать ему традиционное буддистское воспитание. Однако родители вначале не
очень хотели отдавать ребенка, ссылаясь на его юный возраст, но, в конце
концов, уступили. Он учился в Ладаке, потом четырнадцать лет в Тибете.
Вернувшись в Ладак, Бакула Ринпоче провел несколько лет в ритрите и медитациях,
а потом стал распространять дхарму. После получения Индией независимости Бакула
Ринпоче по приглашению Джавахарлала Неру стал членом Парламента от Ладака и
возглавил Министерство по делам национальных меньшинств. Ринпоче не сразу
согласился, но потом решил, что таким образом он будет служить своему народу.
Он проработал на различных государственных должностях двадцать пять лет. За это
время Ладак поднялся в политическом, экономическом и духовном плане. Он был
светочем для ладакцев и получил прозвище «архитектор современного Ладака».
В своих интервью Ринпоче рассказывал, о том, что хотел
посетить Россию с раннего возраста, его всегда притягивала наша страна. И
действительно волей судеб Бакула Ринпоче был единственным высоким тибетским
ламой, посещавший СССР и Монголию, начиная с 1960-х гг. до распада Советского
Союза. Он приезжал как в составе индийской парламентской делегации, так и в
составе буддийской делегации для создания Азиатской буддийской конференции за
мир, которая и была открыта со штаб-квартирой в Улан-Баторе. Ринпоче
поддерживал буддийские общины, встречался с буддистами, передавал учение. Именно
он вдохновил возрождение буддизма в России, для многих он стал Учителем всей
жизни. С 1990 по 2000 год Бакула Ринпоче был послом Индии в
Монголии, где также способствовал возрождению буддизма, создал Международный
буддийский центр Монголии, а также буддийский университет для монахов. В
Монголии существовала легенда, в соответствии с которой именно архат Бакула
восстановит учение в Монголии. Так и произошло. В народе его называли
«учитель-посол». На государственном же уровне его наградили орденом Полярной
звезды, одной из высочайших наград республики, которой редко награждают
иностранцев, за укрепление индо-монгольских отношений и пропаганду буддизма в
Монголии.
Ринпоче ушел в ноябре 2003 года. В марте 2008 года
Далай-лама признал новое воплощение Бакулы Ринпоче. Учителя постепенно
познакомят мальчика с монашеской жизнью, и потом, когда он чуть повзрослеет,
его официально коронуют в официальной резиденции – монастыре Спитук рядом со
столицей Ладака Лехом.
Дмитрий Юсов
Фото автора
Источник: http://www.maytreya.ru
Источник: http://www.maytreya.ru |