ИНДИЯ

ВЬЕТНАМ

Главная » Статьи » Индия » Малый Тибет. Ладак

Истории Ладака. Первая встреча с Бакулой Ринпоче

 

Встреча с Бакулой Ринпоче произошла в начале нашего века. Она была неожиданной, но закономерной. Путешествуя по северу Индии с 1996 года, я часто посещала Ладак, который считаю самым красивым местом индийских Гималаев. Преодолев ледники, соляные озера, горные реки, берущие начало под ногами путешественник спускается с Великих Гималаев на Тибетское плоскогорье. Безжизненное огромное пространство заставляет забыть про высоту (более четырех тысяч метров). Через несколько часов, начинается спуск в долину реки Инд. И сразу все преображается. Вспыхивают на солнце водные пряди, зеленеют островками ивы по берегам, сады в деревнях, облепиха охраняет лоскутки пшеничных полей. И везде ступы и флаги. Монастыри взбираются по склонам гор, и желтеют золотые шары у красных храмов Майтрейи. Ладак! Самая высокогорная страна Индии. Только пять месяцев в году открыт путь в Ладак. Высокая цепь Великих Гималаев охраняет снежным щитом культуру и традиции этих мест. Здесь, как нигде в Гималаях, чувствуется энергия высокой Любви, которую проводит Будда Грядущего – Майтрейя.

В 2002 году в маленьком ресторане на окраине Леха я услышала русскую речь. Это были буддисты из Бурятии и Монголии. Мы познакомились и подружились. Они приехали специально для того, чтобы встретиться с настоятелем монастыря Спитук – Бакулой Ринпоче. Тогда я мало, что знала об этой замечательной личности. Ребята были удивлены таким неведением и посоветовали пойти с ними на аудиенцию. 

Монастырь Спитук расположен в восьми километрах от Леха. Время его строительства относится к одиннадцатому столетию. Именно тогда были построены большинство монастырей Ладака. Традиционный стиль – многоярусная постройка по склону горы, состоящая из храмов и маленьких домов монахов. Мы поднялись на верхний ярус, где располагались покои настоятеля и один из храмов. Нас встретил монах и попросил подождать немного. Мы сели на лестницу храма и беседа, которая так оживленно велась по дороге, вдруг прервалась, и мы погрузились в молчание. Буряты читали мантры, а я слушала тишину монастыря и немного волновалась. Слишком серьезен был настрой моих приятелей-буддистов. Бакула Ринпоче когда-то содействовал возрождению буддизма в России, а его почитание в Монголии было мне известно от отца, который долгие годы работал в этой стране еще в Советское время.

Серьезный монах вышел из комнаты, осмотрел внимательно всю нашу компанию и пригласил войти. В комнате было темно, несмотря на большое окно, в которое бил солнечный свет. На небольшом возвышении сидел маленький и сухонький человек, очень преклонных лет. Вся его фигура терялась в складках маруновой одежды и теплой накидки. Но глаза сияли добротой. Он улыбался. Жестом маленькой руки он пригласил нас сесть рядом. Серьезный монах хмуро смотрел на всю нашу компанию, как будто был не доволен тем, что мы потревожили покой великого человека. Ринпоче что-то сказал ему по-ладакски и монах вышел. Полилась оживленная беседа. Бакула Ринпоче тихо спрашивал, откуда мы, как добрались до Ладака, долго ли путешествуем, что видели. Буряты рассказывали о своих впечатлениях, о том, как обстоят дела с буддизмом в дацанах. А я молчала. Только смотрела на этого необыкновенного человека и проникалась его речью, силой, покоем, светом. Вдруг, до меня «добрался» вопрос, прозвучавший, как мне казалось, очень далеко:

– А как Вы сюда попали? Почему Вас интересует буддизм?

Этот вопрос был адресован мне. Кто-то из ребят сказал, что я из Москвы, и мы познакомились друг с другом в Лехе совсем недавно. Я как-то не предполагала участвовать в разговоре. Потому немного смутилась. Но,  глядя в молодые и лучистые глаза Ринпоче, стала рассказывать о своей жизни. Что родилась в Китае, и буддизм меня окружал с детства, что папа работал в Монголии и много рассказывал о буддизме, что ламы некоторых монастырей просили его увезти в ящиках с геологическими пробами древние тексты и сохранить их. Что какие-то люди из Бурятии приезжали и забирали эти тексты в дацаны… И в заключение моего довольно долгого рассказа я произнесла:

– Вероятно, не просто так я встретилась с этими ребятами и сейчас нахожусь здесь, рядом с Вами.

От такой наглости, я даже покраснела и как-то виновато оглядела всю нашу небольшую компанию. Ребята молчали, удивленно на меня посматривая, а Бакула Ринпоче серьезно взглянул на нас и сказал:

– Ничего просто так не происходит. Мы все связаны друг с другом в Помощи и Сострадании. Все, кто когда-нибудь встречается в таких местах. Я рад, что наша встреча произошла сейчас. Мне радостно, что здесь находится Россия, Бурятия, Монголия и Ладак

Позже я узнала, что Ринпоче был послом Индии в Монголии и создал там Международный буддистский центр и Университет. Но в тот момент, на аудиенции, я услышала общее звучание нашей встречи. Я была не лишней, не сторонним наблюдателем. Что-то происходило, и что-то произошло! Серьезный монах принес чай и он уже не был так серьезен, а улыбался нам, угощая печеньем, конфетами и выпечкой. Мы с удовольствием выпили молочный напиток, а затем обратили внимание на пейзаж за окном. Там виднелся аэропорт.

– Не очень Вас беспокоят самолеты? И почему аэродром так близко к монастырю?

– Что вы! – взмахнул рукой Ринпоче и рассмеялся, так молодо и громко, что мы вздрогнули от неожиданности, - это мое детище! Я убедил Правительство Индии в строительстве аэропорта и аэродрома в Ладаке. Не простое это было дело…

Бакула Ринпоче много лет занимал государственные должности в Ладаке и много сделал для этого высокогорного региона. Он «заставил» ладакцев учиться, создав специальные средние заведения в Лехе. Он добился от Правительства Индии специальную квоту для ладакцев для поступления в высшие учебные заведения Индии и буддистские Университеты. Он убедил Правительство, что надо построить в Ладаке полноценный военный аэродром и на базе его создать аэропорт. Потому что эта земля большую часть времени оторвана от основной Индии. С октября по июнь снег засыпает дороги и перевалы. Путь через высокие Гималаи закрыт. Но с появлением аэродрома и аэропорта Ладак стал полноценной территорией Индии. Все, чем живет сейчас современный Ладак – заслуга Бакулы Ринпоче. И недаром в народе его называют «архитектором нового Ладака». Обо всем этом я узнала от своего друга – Вангчука, который, благодаря Ринпоче закончил Сарнатхский буддистский университет. Но это произошло на следующий год. Когда мы узнали, что Бакула Ринпоче покинул этот мир.

Встреча, которая состоялась в 2002 году, была первой и последней. Мне так казалось…  И я часто приезжала с друзьями в монастырь Спитук, приходила в комнату Бакулы Ринпоче и тосковала. Серьезный монах меня узнавал, улыбался и открывал дверь, где хранился прах Учителя. Я сидела в этой маленькой комнате и вспоминала слова, свет, мудрость и счастье, которое испытала тогда, на аудиенции. Я жалела, что так поздно встретилась с Великим человеком и высочайшим Духом. Затем прах был перенесен в ступу, и у меня появилось еще одно место, где можно было посидеть и остановить свои мятежные мысли. Тоска уходила. Монастырь Спитук стал родным домом. А серьезный монах – лучшим другом. Шли годы, и до июля 2008 года я не предполагала, что встреча с Бакулой Ринпоче найдет свое продолжение.

Марина Филиппова

Категория: Малый Тибет. Ладак | Добавил: mashalotus (14.04.2010) | Автор: Марина Филиппова
Просмотров: 934 | Теги: Ладак, Индия, Бакула Ринпоче, буддизм | Рейтинг: 0.0/0
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ




Copyright Филиппова Марина © 2020
Бесплатный хостинг uCoz