ИНДИЯ

ВЬЕТНАМ

Главная » Статьи » Индия » Буддизм

Тибетская медицина. Части 1-3
 
 
История

Своими корнями тибетская медицина восходит к Будде Шакьямуни. Считается, что вместе с передачей тантрических учений во время первого, второго и третьего поворотов колеса Дхармы, он передал и учения о медицине. Будда Шакьямуни проявил себя в форме Бхэшаджьягуру, Будды медицины, а затем из своего горла проявил Амитабху, который попросил Будду медицины передать ему учения.



Будда Медициныз сердца Бхэшаджьягуру проявил Акшобхью, из макушки – Вайрочану, из пупка – Ратнасабхаву, и из живота – Амогасиддхи. Амитабха попросил передать учения, и все четыре эманации выполнили его просьбу.

Все, кто присутствовал при передаче учений о медицине, поняли их в соответствии со своими способностями и потребностями, как и другие учения Будды. При передаче учений Бхэшаджьягуру окружали бесчисленные Риши, боги, буддисты и не буддисты, и каждая группа восприняла учения по-своему. Буддисты восприняли учения о медицине как Учения о Трех Защитниках. И только Йи-лей Кайи воспринял учения как Четыре Тантры, то есть в том виде, в котором их теперь изучают врачи тибетской медицины. Четыре Тантры были записаны в 5400 строфах лазурными чернилами на золотых листах и помещены во дворец Дакини в Уддияне, где, как говорят, они хранятся и по сей день.


Будда читал текст Вималаготра о медицине вместе с первым поворотом колеса Дхармы в Сарнатхе. Во время передачи учений на Горе Грифов Будда проявил себя в форме Бхэшаджьягуру и передал текст об исцелении из ста тысяч строф. Затем Король Падме Пел пригласил Будду в Рощи Бета. Там Будда обучал «Науке ясного видения» Авалокитешвару, Брахму, Шарипутру и других учеников Махаяны. Во время третьего учения о пустоте Будда передал учения Высшей Сутры Солнечных Лучей, в которой содержалась глава под названием «Способы полного исцеления болезней». В сутрах есть также множество ссылок на то, что Будда в течение различных его жизней изучал, преподавал и практиковал медицину. Таким образом врачебная практика, осуществляемая с благими намерениями, может быть приравнена к практике Дхармы и стать неотъемлемой частью практики развития Бодхичитты, устремления к достижению просветления во имя блага всех живых существ. В тексте «Сущность сердца» (dJam dpal snying rje zur thing) сказано, что Манджушри написал трактат о травмах головы и грудной хирургии, Ваджрапани составил трактат по анатомии, а Тара написала текст о фармацевтике.

Тибетская медицина и Аюрведа, индийская медицинская система, от которой берет начало тибетская медицина, передавались через множество устных передач и текстов по линии ученых-философов, одним из которых является Нагарджуна, ок. 1 века до н.э. Кроме хорошо известных работ по Мадхъямаке, Нагарджуна составил много текстов по медицине и алхимии. Его считают главным учеником Дживаки, личного врача Будды. Нагарджуна достиг высокой реализации в таких науках, как фармакология, химия и алхимия. Ряд текстов Нагарджуны по медицине (Yoga sataka – наиболее выдающийся из них) были переведены на тибетский язык и вошли в Танджур.

Во время правления царя Лхато Тори Ньенцена, 28-го царя Тибета, Бодхисаттва Тара велела двум индийским врачам, Биджи Гаджею и Белхе Гаджейма, отправиться в Тибет и распространить там науку о медицине. Царь попросил их остаться в Тибете и заниматься обучением и практикой. После долгих лет обучения они вернулись в Индию.

Много лет спустя царь Сонгцен Гампо, глубоко заинтересованный в распространении медицины в Тибете, приказал привезти в Тибет и перевсти на тибетский большое количество текстов по медицине, а также пригласил врачей из соседних стран, чтобы те передали свои знания тибетским врачам. Тибетская медицина постепенно впитывала в себя знания других систем и достигла расцвета в эпоху царствования царя Трисонг Децена.

Во время правления царя Трисонг Децена для перевода наиболее важных текстов по медицине, многие из которых составляли основу системы Аюрведы, в Тибет были приглашены самые известные врачи того времени. В монастыре Самье состоялся медицинский конгресс, на котором обсуждались теоретические аспекты представленных на нем различных систем. Делегацию из Тибета возглавлял Ютонг Йонтен Гонпо I (708 – 833). Считается, что именно этот великий тибетский врач систематизировал Четыре Медицинские Тантры, включивших в себя все авторитетные знания по медицине, накопленные к тому времени.

Однако, существуют разногласия по поводу того, каким образом Четыре Медицинские Тантры первоначально попали в Тибет. Согласно популярной версии, Вайрочана, великий ученик Падмасамбхавы, получил учения в Индии от учителя Чандрананданы. По возвращении в Тибет он перевел их и передал царю Трисонг Децену. Четыре книги Четырех Медицинских Тантр – это Коренная Тантра, Пояснительная Тантра, Тантра Устной Традиции, которая включает в себя методы и руководства, и Заключительная Тантра. На Четыре Медицинские Тантры оказали влияние многие медицинские системы Азии, однако, наиболее вероятно, что в их основе лежат аюрведические тексты на санскрите. В 11 веке во время правления Ютонга Йотена Гонпо II Четыре Медицинские Тантры были переизданы в своем окончательном виде. Именно в этом виде их изучают в наше время тибетские врачи.

После Ютонга Йотена Гонпо II тибетская медицина процветала, в особенности, благодаря поддержке Пятого Далай-ламы (1617 – 1687). Он уполномочил своего министра, Деси Сангье Гьяцо, также написавшего комментарии к Четырем Медицинским Тантрам, создать медицинскую школу Чагпори в Лхасе, что и было сделано в 1696 году. Великий Пятый Далай-лама также оказал поддержку изданию биографий Ютонга Йонтена Гонпо I и II. Наконец, Джампа Тхубванг, главный врач Тринадцатого Далай-ламы, основал Менцикханг, институт медицины и астрологии в Лхасе. Директором новообразованного института был назначен Кхьенраб Норбу, младший врач Тринадцатого Далай-ламы.

Теоретические аспекты тибетской медицины



Тибетская система медицины неразрывно связана с системой тибетского буддизма, в связи с чем коренную причину всех болезней и омрачений она видит в неведении относительно истинной природы явлений. Поэтому для понимания болезни, установления диагноза и на протяжении всего курса лечения здесь используют целостный подход. Тибетского врача учат принимать во внимание все

Анатомическая схемасоставляющие человеческого существования, а не только наличие физических патологий. С точки зрения тибетской медицины состояние здоровья зависит от сбалансированного питания, поведения, окружения, психологических и социальных факторов. При изучении тела тибетская медицина опирается на принципы буддистской космологии и философии, и потому учитывает все вышеназванные факторы при диагностировании и лечении болезней.

Согласно буддистской космологии существование всех живых и неживых явлений зависит от соединения пяти космических энергий, которые с тибетского на западные языки не совсем удачно переводят как земля, огонь, воздух, вода и пространство. Кроме того, человек являет собой совокупность формы, ощущений, восприятия, намерения и изначального осознавания. С физиологической точки зрения тело состоит из трех телесных жидкостей или нэпа, семи физических энергий и трех экскреций. Три экскреции – это стул, моча и пот. Семь физических энергий – это основные ткани тела: питательная жидкость, кровь, плоть, жировая ткань, костный мозг и сперма или яйцеклетка, в зависимости от пола человека. Три нэпа – это биологические проявления пяти космических энергий. Считается, что они возникают из трех основных ядов ума – гнева, привязанности и неведения, которые, в свою очередь, возникают из незнания об истинном способе существования явлений. Три нэпа – это лунг (rlung), трипа (mkhri pa) и пекэн (bad gan). Иногда названия этих трех элементов переводят как ветер, желчь и слизь, что не в полной мере отражает их суть. Во избежание недоразумений, мы будем использовать тибетские термины.

Три нэпа можно также описать как жизненный поток (лунг), жизненную энергию (трипа) и жизненную силу (пекэн), но нельзя забывать, что они являются физическими составляющими и имеют различные физические качества. Каждый элемент проявляется в трех формах – грубой, тонкой и очень тонкой, – и пяти типах. Лунг считается самым важным среди трех нэпа. Он отвечает за распределение и патогенную концентрацию трипа и пекэн в теле, а также является физической основой сознания. Считается, что сознание связано с лунг, как наездника со своей лошадью.

Здоровье рассматривают как состояние баланса между тремя составляющими. В состоянии баланса все три нэпа обеспечивают здоровье организма. Но стоит балансу нарушиться, те же нэпа становятся причиной болезней и нарушений в организм. Поскольку отсутствие постижения истинной природы явлений порождает три омрачения, которые в свою очередь ведут к образованию трех нэпа, а все существа в сансаре в той или иной степени страдают неведием, то болезнь – это естественное состояние в сансаре (как и страдание в целом). Тело Будды свободно от болезней, так как он устранил неведение. Следует отметить, однако, что в своей последней жизни Будде Шакьямуни требовался личный врач. Ведь в силу пребывания в сансаре любое существо уже является больным. Здоровье, то есть баланс трех составляющих, - это, всего лишь, состояние, при котором болезнь не проявляется.

Каждый нэпа неразрывно связан с различными умственными аспектами или склонностями, следовательно состояние ума играет важную роль в поддержании здоровья. Однако, патология может быть вызвана и не ментальными факторами, например состоянием окружающей среды, неправильным питанием, травмой и инфекциями. Кроме того, у каждого человека есть доминирующий нэпа, который определяет тип организма.

В структурном отношении лунг состоит из элементов воздуха и пространства. Но, также как и трипа и пекэн, его определяют с функциональной точки зрения. Его описывают, как «шероховатый, легкий, холодный, подвижный, плотный и тонкий». Первопричиной лунг является привязанность или желание. Посредством центральной и периферической нервной системы лунг координирует сознание и мышечную деятельность тела человека. Выделяют пять типов лунг: поддерживающий жизнь, восходящий, метаболический, нисходящий и всепроникающий. Пять типов лунг отвечают за функционирование сердечнососудистой системы, речь, пищеварение, выделения, циркуляцию жидкостей и рост.

Трипа имеет форму желчи, которая хранится в желчном пузыре. Соответственно, трипа в первую очередь связывают с желчным пузырем, средним разделом желудка, тонким кишечником, кровью, лимфатической системой и кожей, но характеристики этого элемента можно встретить повсюду в теле. Пять основных типов трипа это переваривающий, изменяющий цвет, претворяющий, дающий зрение и ясный цвет. Трипа состоит из огня и воздуха и характеризуется, как «горячий, острый, маслянистый, легкий, зловонный, слабительный и связывающий». Он поддерживает температуру тела, отвечает за деятельность ферментов пищеварительного тракта и снабжение организма энергией. Первопричиной трипа является гнев, который воздействует на тело так же, как сильный огонь и воздух.

Неведение или омрачение являются первопричиной пекэн, который состоит из элементов воды и земли. Его описывают как «тяжелый, маслянистый, прохладный, устойчивый, гладкий, липкий и тупой». Внешние факторы, такие как изменение питания и поведения или травмы, приводят к усилению пекэн в теле. Выделяют пять типов пекэн, поддерживающий, расщепляющий, ощущающий, удовлетворяющий и соединяющий. То есть пекэн отвечает за циркуляцию жидкостей в организме, начальные стадии процесса пищеварения и соединение тканей.

Нездоровым считается то тело, в котором потенциал болезни встретился с благоприятными условиями для своего проявления. Такими причинами проявления болезни может стать неправильное питание, неправильное поведение, инфекция, сезонные особенности окружающей среды (жара, холод, дождь и т.д.) или влияние злых духов. Последняя причина встречается крайне редко, и ее очень сложно диагностировать. В теле пожилого или физически ослабленного человека доминирует лунг, у взрослых – трипа, а у маленьких детей – пекэн. Каждому времени года и времени суток также соответствует определенный элемент. Заболевания можно разделить на болезни, вызванные расстройством одного нэпа, двух нэпа или всех трех нэпа. Болезни также подразделяют на горячие, холодные и сложные сочетания того и другого. Обычно, горячие болезни связаны с нарушением крови и трипа, а холодные – с нарушением лунг и пекэн. Инфекции или расстройства лимфатической системы могут быть как холодными, так и горячими. Известно, что тепло поднимается вверх, поэтому холодное заболевание в нижней части тела может проявиться одновременно с горячим заболеванием в верхней его части. И наоборот, если в нижней части тела присутствует горячее заболевание, холодное заболевание в верхней его части проявиться уже не может. При наличии заболевания врач осматривает все тело, чтобы определить, как оно реагирует на нарушение функций одной из его частей. Для правильной диагностики и лечения заболевания требуется опытный врач, который имеет полное представление о деятельности трех нэпа.

Болезни классифицируют по нескольким признакам. В соответствии с группой людей, на которую болезнь воздействует, выделяют заболевания мужчин, женщин, пожилых, молодых людей или общие для всех групп. Также болезни классифицируют в соответствии с тем, какой из нэпа нарушен, и далее в соответствии с причиной возникновения. В Пояснительной Тантре дается следующее описание симптомов заболеваний пяти типов лунг:

(1) расстройство лунг, поддерживающего жизнь: головокружение, болтливость, затрудненный вдох, ощущение приподнятости в верхней части тела;
(2) расстройство восходящего лунг: неспособность четко и внятно говорить, физическая слабость и плохая память;
(3) расстройство всепроникающего лунг: боязливость, склонность говорить невпопад;
(4) расстройство лунг, сопровождающего огонь: отсутствие аппетита, затрудненное пищеварение, рвота;
(5) расстройство нисходящего лунг: ощущение слабости в суставах, затрудненное испражнение.

Симптомы заболеваний пяти типов трипа:

(1) расстройство трипа пищеварения: усиление трипа пищеварения ведет к нарушенному функционированию ветра, сопровождающего огонь, и неправильному пищеварению. Это приводит к вздутию живота и сухому стулу;
(2) расстройство трипа, отвечающего за преобразование цвета: зуд и желтоватый цвет кожи;
(3) расстройство претворяющего трипа: неясность памяти и сознания, сонливость;
(4) расстройство трипа, отвечающего за зрение: человек воспринимает белые предметы, как желтые;
(5) расстройство трипа, отвечающего за цвет лица: кожа становится шероховатой и приобретает темно синий цвет, темно-синими становятся и ногти на пальцах руках, на голове начинают выпадать волосы, тело теряет силу.

Симптомы нарушения пяти типов пекэн:

(1) расстройство поддерживающего пекэн: отсутствие аппетита, ощущение наполненности в грудной клетке, стреляющая боль в верхней части туловища, ощущение жара в груди и частая рвота кислой жидкостью;
(2) расстройство смешивающего пекэн: плохое пищеварение, кровавая рвота, частая отрыжка, упругий живот;
(3) расстройство пекэн, отвечающего за ощущения: неспособность определять вкус, отсутствие жажды, ощущение холода в горле, грубый голос;
(4) расстройство пекэн, отвечающего за удовольствие: ощущение тяжести с одной стороны головы, искаженное зрение, пробки в ушах, частое чихание, закупорка носовых пазух, ощущение тяжести в области макушки и частый грипп;
(5) расстройство связующего пекэн: ограниченная подвижность суставов, отек суставов, болезненное ощущение и ощущение слабости в плечевых и тазовых суставах.
Тибетская медицина. Часть 2
21 ноября 2010 | Версия для печати

Методы диагностирования в тибетской медицине



В диагностике врачи тибетской медицины пользуются тремя методами, наиболее важным из которых является беседа с пациентом. При диагностике заболевания рассматривая причины трех нэпа, врач должен учитывать общее психологическое состояние пациента. Два других метода включают в себя тактильное и визуальное обследование. Тактильное обследование в тибетской медицине выполняется посредством чтения пульса. Визуальное обследование включает осмотр пациента и его мочи.

Для опытного врача тибетское искусство чтения пульса представляет собой бесценный источник информации о пациенте. Врач помещает свои указательный, средний и безымянный пальцы на лучевую артерию пациента. Вдоль лучевой артерии пальцы отставлены друг от друга «на ширину рисового зернышка», в полудюйме (прибл. 1,5 см) от сгиба запястья. Врач читает пульс обеими руками на обеих руках пациента. У мужчин сначала читают пульс на левом запястье, у женщин – на правом.

 
Во время чтения пульса каждый палец нажимает на руку пациента с разной силой. Первый палец слегка касается кожи, второй – продавливает до мышцы, а третий нажимает с такой силой, чтобы почувствовать кость. Каждый палец делится на верхний и нижний разделы. Каждый из получившихся в итоге 12 разделов считывает пульс определенного органа. Кровь и лунг (жизненное течение) всех главных органов проходит по периферии лучевой артерии. Пальцы опытного врача могут определить пульс, соответствующий каждому органу. На руке в пациента-мужчины верхний раздел (ближе к большому пальцу) указательного пальца правой руки врача считывает пульс, соответствующий сердцу, а нижний его раздел – пульс тонкого кишечника. Верхний и нижний разделы среднего пальца читают пульс селезенки и желудка, соответственно. Верхний раздел безымянного пальца читает пульс левой почки, а нижний раздел – семенного пузырька. Верхний и нижний разделы указательного пальца левой руки врача (на правом запястье пациента) читают пульс легких и толстого кишечника, соответственно. Разделы среднего пальца – пульс печени и желчного пузыря. Наконец, верхний и нижний разделы безымянного пальца читают пульс правой почки и мочевого пузыря, соответственно. У женщин-пациентов меняются местами органы, считываемые указательными пальцами.

Для правильного чтения пульса требуется придерживаться определенной диеты и поведения. Следует отметить, что это касается не только пациента, но и врача. В идеале, пульс следует читать на рассвете, когда ритмы дневной и ночной энергии тела наиболее сбалансированы.

У здорового человека частота пульса составляет 5 ударов за один респираторный цикл врача. Удары не должны быть слишком сильными, медленными, глубокими, поверхностными, пустыми, быстрыми и т.д. В целом, если за один цикл вдоха-выдоха врача происходит более 5 ударов, это указывает на горячее заболевание, если меньше 5 ударов – на холодное. При этом нормальная частота пульса у разных людей может отличаться, так как врожденый пульс у каждого человека свой. Индивидуальный пульс зависит от кармы, питания и поведения матери, преобладания той или иной космической энергии. Существует три типа врожденного пульса: мужской, женский и нейтральный. Некоторые ритмы пульса также связаны с различными временами года и расположением солнца и луны. Все эти факторы врач должен учитывать во время чтения пульса, чтобы определить природу болезни.


Выделяют шесть типов пульса горячих заболеваний (сильный, обильный, перекатывающийся, быстрый, упругий и твердый) и шесть типов пульса холодных заболеваний (слабый, глубокий, убывающий, медленный, неплотный, пустой). (Так как большинство продуктов можно разделить на горячие или холодные, и в зависимости от этого ни по-разному воздействуют на баланс нэпа, врач по пульсу может определить, что именно пациент недавно принимал в пищу). Пульс заболеваний лунг характеризуется как поверхностный и пустой при надавливании. Пульс заболеваний трипа тонкий и упругий, а заболеваний пекэн – глубокий и убывающий. Нарушения двух нэпа также имеют характерный пульс. Например, пульс нарушений лунг-трипа пустой, быстрый и поверхностный. Пульс нарушений трипа-пекэн – глубокий, слабый и нечеткий, а нарушений лунг-пекэн – пустой и медленный. Пульс нарушения всех трех непа характеризуется пульсом селезенки и печени – нечеткий, плоский и неровный. При заболеваниях крови пульс перекатывающийся, выпуклый, сильный, выпирающий, медленнее, чем пульс при беременности. Пульс заболеваний лимфатической системы прерывистый и нестабильный. При микробных инфекциях пульс неполный, судорожный, непостоянный, с внезапными остановками. Конкретным заболеваниям соответствуют характерные типы пульса. Пульсовая диагностика это сложная наука и тонкое искусство, требующее хороших навыков. Пальцы врача должны всегда быть восприимчивыми и податливыми. Чтобы добиться хороших результатов во время пульсовой диагностики, врачу необходимо обладать хорошей памятью и умением удерживать концентрацию.

Кроме пульсов, связанных с заболеваниями, выделяют семь удивительных пульсов и пульс смерти. Семь удивительных пульсов – это пульс гостя, пульс семьи (по которому врач может определить общее состояние или судьбу семьи, а также состояние или судьбу отношений в семье), пульс врага, пульс друга (для определения успеха или неудачи семей), пульс злого духа, обратный пульс (для определения состояния близкого человека или члена семьи, если этот человек не может присутствовать на диагностике лично) и пульс беременности, по которому врач определяет наличие беременности и пол плода. Пульс смерти, обычно, читают по артериям голени. Поскольку считается, что смертельные заболевания поднимаются вверх по телу, артерии голени позволят раньше всего выявить признаки надвигающейся смерти. Пульс смерти читают, если хотят узнать, умрет ли человек в ближайшее время и когда.

Еще один важный метод в тибетской диагностике – обследование мочи. Врач изучает цвет, запах, мутноватость, наличие пузырьков, осадка и белка в моче. Также определяют природу изменений в моче после ее отстаивания и охлаждения. Как и при пульсовой диагностики, здесь также необходимо придерживаться определенной диеты и поведения, но это относится только к пациенту. В идеале, мочу следует собирать в чистый контейнер рано утром, и обследовать ее как можно скорее после сбора.

Цвет мочи определяется концентрацией минеральных отходов, пищевыми пигментами, количеством выпитой жидкости, временем года и имеющимися заболеваниями. В присутствии патогенных микроорганизмов цвет мочи зачастую существенно изменятся из-за наличия или отсутствия различных пигментов. Цвет играет решающую роль в диагностике, когда он соответствует концентрации мочи. Красноватый цвет мочи говорит о горячем заболевании, в то время, как прозрачность мочи является признаком холодного заболевания. Так как на цвет мочи влияет много различных факторов, очень анализировать цвет в сочетании с другими диагностическими методами.

Запах мочи определяется наличием различных продуктов обмена веществ. Обычно, сильный и острый запах мочи характерен для горячих заболеваний, и наоборот, слабый запах – для холодных. Мутноватая моча, над которой поднимается пар, указывает на горячее заболевание, тогда как обратное указывает на заболевание холодное. Также учитываются и характеристики пузырьков, что является наиболее точным и надежным признаком при обследовании мочи. Например, пузырьки в моче при горячем заболевании небольшие и при взбалтывании быстро слипаются друг с другом. При холодном же заболевании пузырьки крупные и стабильные.

Анализ осадков в моче заключается в обследовании выпавшего осадка и маслянистой пленки, образующейся на поверхности мочи. Обильный осадок свидетельствует о горячей болезни, минимальный осадок соответствует болезни холода. Осадки можно классифицировать в соответствии с нэпа. Осадки типа лунг похожи на пряди волос, осадки типа трипа густые и мутные, а осадки типа пекэн образуются на дне контейнера в виде гранул.

Нарушениям каждого из трех нэпа и их сочетаний соответствуют характерный цвет и запах мочи, тип осадков, пузырьки и характер изменения. Документально описаны все качества мочи, свойственные для того или иного заболевания. Как и в случае с индивидуальным пульсом, доминирующий нэпа пациента повлияет на характеристики мочи и, соответственно, на сам диагноз. Для того, чтобы анализ мочи, как и техника чтения пульса, стал надежным диагностическим методом, требуется большой опыт и подготовка под руководством самых квалифицированных врачей.

Лечение в тибетской медицине


В тибетской медицине выделяют примерно 404 общих типа заболеваний. Сегодня же, в «эпоху упадка», в результате побочного действия современной цивилизации и пренебрежения этическими нормами появляется все больше и больше новых заболеваний. Новые заболевания, вызванные химическими препаратами, нарушением экологической системы, загрязнением среды и радиацией, также можно классифицировать по трем нэпа. Существует мнение, что тибетская медицина рассматривает только психосоматические причины проявления болезней. Это не совсем верно, поскольку кроме психосоматических причин учитывается также и физическая основа болезни, о чем свидетельствует хорошо развитая тибетская фармакология.

Так как, согласно тибетской системе, болезни вызваны нарушением баланса трех нэпа, их лечение направлено на восстановление этого баланса. Существует множество различных методов лечения, но главными из них являются правильное питание, правильное поведение, применение медикаментов и прижигание мокса. Из-за нескольких несчастных случаев, произошедших во времена правления царя Муни Ценпо (997 – 800 н.э.) хирургическая практика была прекращена.

Для тибетской медицины совершенно нормально, когда одному и тому же пациенту два разных врача прописывают разное лечение в зависимости от своей личной интерпретации медицинских текстов и своего опыта. Также совершенно не обязательно, что два пациента с одним и тем же заболеванием получат одинаковое лечение. Это происходит потому, что сами по себе пациенты отличаются друг от друга. Перед назначением лечения врач тибетской медицины должен узнать о внутренних и внешних взглядах своего пациента на жизнь, так как в тибетской системе утверждается, что для поддержания своего здоровья человеку требуется цель, чувство обладания, личный рост и изменение. Кроме этого, незначительные нарушения лечат диетой и строгим распорядком дня. Пациенту, страдающему от заболевания средней тяжести, прописывают лечебный отвар, а тяжелобольной пациент получает медикаменты в форме пилюль.

Для лечения заболеваний, вызванных нарушением лунг, предписывают соблюдать диету (употребление тяжелой и порождающей тепло пищи), находиться в тепле, в умиротворяющей обстановке, по возможности, рядом с близкими людьми. Препараты назначают, обычно, сильнодействующие. Рекомендуют массаж и ванны. При заболеваниях трипа назначают диету из холодной, горькой, нежирной пищи. Пациенту следует находиться в прохладном помещении, назначаемые препараты имеют охлаждающее качество. Лечение нарушений пекэн включает в себя питательные продукты, повышающие жизненную энергию, упражнения и медицинские препараты с горячими и грубыми качествами. Пациенту следует находиться в теплом помещении.

Рекомендации в отношении образа жизни подразумевают под собой такую модель поведения, которая поможет бороться с природой того нэпа, доминирование которого привело к определенной болезни. Сюда могут входить духовные практики, с одной стороны, и ношение определенной одежды для терморегуляции в различные сезоны, с другой стороны.

Пищу можно разделить по следующим вкусам: сладкая, кислая, соленая, горькая, горячая (острая) и вяжущая. Сладкая пища полезна для лунг, но вредна для пекэн. Кислая пища полезна для пекэн, но вредна для лунг. Соленая пища полезна для лунг и пекэн, но вредна для трипа и крови. Горькая пища полезна для трипа, но вредна для лунг. Острая пища полезна для лунг и пекэн, но вредна для трипа. И, наконец, вяжущая пища полезна для пекэн.

Фармакология в тибетской медицине резко отличается от фармакологии в западной системе, но так же, как и последняя, основана на сочетании различных элементов в лекарствах. Как уже говорилось ранее, все явления, включая лекарства и нэпа, которые являются составляющими заболеваний, состоят из пяти космических энергий (земля, вода, огонь, воздух и пространство). Тибетская фармакология основана на этих пяти энергиях и в лечении использует препараты, противоположные по своим качествам тому нэпа, дисбаланс которого вызвал проявление заболевания. Для изготовления лечебных препаратов в тибетской медицине используют восемь различных типов ингредиентов: драгоценные металлы, землю, камни, деревья, изюм, травы, животных и сок растений.

Лечебный эффект оказывают составляющие лечебного растения. Существует несколько способов определения структуры лекарства, его концентрации, силы и качества, а значит и возможного применения, наиболее важным из которых является вкус. Выделяют шесть основных вкусов (сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий), которые, в свою очередь, состоят из определенного сочетания пяти энергий. Сладкий вкус составлен из воды и земли, кислый – из огня и земли, острый – из огня и воды, горький – из огня и воздуха, вяжущий – из воды и воздуха, а соленый – из воздуха и земли. Однако врачи тибетской медицины считают, что для определения медицинской пользы растения более важную роль играет вкус, который образовывается после пищеварения. Это может быть сладкий, кислый или горький вкус. Если, например, растение обладает сладким вкусом, но после пищеварения дает кислый вкус, то оно более эффективно при заболеваниях пекэн, хотя, судя по начальному вкусу растения, можно прийти к выводу, что оно только усугубит нарушения пекэн. Знание о вкусе можно получить напрямую, но о составе лекарства можно узнать только в процессе анализа и наблюдения за его воздействием на организм. С силой лекарств связывают следующие их качества: тяжелое, маслянистое, прохладное, тупое, легкое, грубое, горячее и острое. Лекарства, обладающие первыми четырьмя качествами, используют для лечения нарушений лунг и трипа. Лекарства, обладающие последними четырьмя качествами, эффективны для лечения нарушений пекэн. Принимая во внимание композиционный состав лекарства и трех нэпа (лунг состоит из воздуха и пространства, трипа – из огня и воздуха, а пекэн – из воды и земли), можно узнать о его эффекте. Например, лекарство, в основном состоящее из земли и воды, будет обладать тяжелыми, устойчивыми, тупыми, гладкими, маслянистыми и сухими качествами, и, значит, будет эффективным в лечении нарушений лунг. Далее приводится таблица соответствия характеристик болезни и противоположных качеств лекарств, которые используют для лечения данной болезни.

 
Используя данные из этой таблицы, врач может приготовить различные препараты для лечения множества типов заболеваний. Для лечения различных нарушений нэпа используют большое разнообразие сочетаний лекарств. Главным принципом терапевтического лечения является то, что качества и сила лекарства должны быть противоположны особенностям заболевания, против которого они прописаны. Лекарство, как правило, называют по названиям основных ингредиентов и, обычно, присваивают ему номер, соответствующий количеству ингредиентов в его составе.
 

Врач тибетской медицины должен иметь глубокие и обширные знания по лекарственным растениям. Обычно, ученики проводят одно, два практических занятия в год по сбору и изучению лекарственных растений. В Тибете можно найти огромное разнообразие таких растений, особенно трав, произрастающих только на территории этой страны. Тем не менее, во времена распространения медицинской системы в Тибете, некоторые растения привозили из Индии. Так как, несмотря на то, что в высокогорьях Тибета имеются хорошие условия для развития растений, деревья здесь растут крайне плохо, а некоторые их части требуются для приготовления многих препаратов. С этой целью и привозили из Индии плоды, кору и корневища деревьев. Тот факт, что фармакология в тибетской медицине основана не на самих растениях, а на их качествах, помогает врачу подобрать подходящую замену тем растениям, которые были доступны только на территории Тибета. Знание природы лекарственного растения помогает определить препарат, который можно из него приготовить. Квалифицированный врач обладает глубокими знаниями по определению, сбору, сушке, очистке, хранению, детоксикации и обработке лекарственных растений для изготовления медицинских препаратов.

Тибетская система лекарственной ботаники сильно отличается от всех остальных систем классификации растений в том смысле, что зачастую несколько совершенно разных растений имеют одно и то же название. Это происходит по той причине, что во внимание принимаются целебные свойства растений. Растения, обладающие одним вкусом и одними качествами, часто называют одинаково, так как они могут быть использованы в лечении одного заболевания. Например, тибетское название dri-mog относится, по крайней мере, к двум разным растениям, которые, согласно западной классификации, не принадлежат даже к одному классу, не говоря уже о виде.

Сегодня свойства лекарственных растений и минералов, усиливающих их действия (или наоборот), определяют по духовным текстам. Например, считается, что кальцит обладает холодными качествами, так как в текстах сказано, что он холодный. Но, все же, доказательство этого заключается в том, что кальцит эффективен в лечении горячих заболеваний, таких как гепатит (см. ниже). Существует несколько способов и систем обработки огромного количества лекарственных растений и минералов. Например, считается, что Нагарджуна разработал систему детоксикации ртути. Для выполнения этой процедуры потребуется бригада в 16 врачей и 6 месяцев работы. Определено также особое время месяца, сезона или года для осуществления каждого процесса, что очень важно для получения благоприятного результата. Если растение было собрано в одно время года, оно может оказаться очень действенным в лечении заболевания, если же оно было собрано в другое время года, то может оказаться совершенно бесполезным. Благоприятное время рассчитывают астрологи.

Окончание следует

Крис Мартин
Перевод с английского Елены Гордиенко
Журнал "Cho Yang. The voice of Tibetan Religion and Culture", 1991 г. Издание Совета по культуре и религии

http://savetibet.ru
 
Фотографии - Марины Филипповой
О тибетской медицине можно посмотреть:
 
http://kailash.ru/c017/


Источник: http://savetibet.ru/
Категория: Буддизм | Добавил: mashalotus (25.11.2010) | Автор: Марина Филиппова
Просмотров: 1260 | Теги: Далай Лама, Индия, Тибетская медицина, Дхарамсала | Рейтинг: 0.0/0
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ




Copyright Филиппова Марина © 2018
Бесплатный хостинг uCoz