Много лет пытаюсь осознать процессы, которые происходят в Маклеод Гандже, где находится тибетское правительство в изгнании. Каждый март я присутствую на Учениях Далай Ламы 14 в Дхарамсале, езжу за ним по Малому Тибету, слушаю, учусь. Он - великий Лама и без сомнения - великая душа. Два раза мне посчастливилось быть на аудиенции. Как это произошло? Легко, без проблем. Первый раз меня привела к Далай Ламе сестра Урсула, которая была менеджером имения Рерихов в Наггаре. Она долгие годы сотрудничала с сестрой великого Ламы и организовывала тибетские школы в изгнании. Второй раз я попала на аудиенцию по запросу. Написала в офис и меня пригласили. Тема для обсуждения - организация кабинетов тибетской медицины в России. Но это было давно - десять лет тому назад. Сейчас же попасть по запросу на личную аудиенцию к Далай Ламе невозможно. Какое бы письмо Вы не написали, какие аргументы не приводили - получаете один ответ: «Далай Лама 14 занят, он плохо себя чувствует и не может принимать посетителей. Мы надеемся на понимание». Но, находясь в Дхарамсале, я знаю, что встречи организуются, что люди посещают великого Ламу Тибета, разговаривают с ним, общаются. После неоднократных попыток в письменном виде помочь организовать встречу с Далай Ламой одному из российских граждан, я решила провести свое «расследование».
Сначала с документами: копией паспорта, автобиографией, аргументированными вопросами, письмом с обращением к секретарю Далай Ламы 14, я пришла в офис. Сотрудник офиса сказал, что надо писать запрос и секретарь мне ответит. На мой рассказ, что уже неоднократно я писала в офис и мне было отказано, тибетец пожал плечами и отвел глаза в сторону:
- Ничем не могу помочь!
- Можно ли записаться к секретарю Его Преосвященства и при личной встрече объяснить причину необходимости встречи с Далай Ламой?
- К сожалению, я не могу Вас записать на прием…Все делается по почте. Вы пишите, мы отвечаем.
Я обратилась за помощью к Президенту индо-тибетского Общества в Маклеод Ганже - господину Кару Нериа. Он также попытался связаться с офисом Далай Ламы. И тоже безрезультатно. В это же время мы получаем информацию, что небольшая группа американцев а, затем, корейцев, получили аудиенцию.
- Как им это удалось? - спросила я у господина Кару, - Может быть идет отбор по национальному признаку?
- Да, нет! Национальный признак тут не причем! - воскликнул он, - все дело в деньгах. Не думаю, что Его Преосвященство в курсе происходящего. Контролируют ситуацию чиновники. Я слышал, что оплата такой встречи равна 500 долларам.
Я, конечно, не была в шоке. Коррупция давно «захватила» весь мир. Но снимать «розовые очки» в таком месте, как Дхарамсала, не хотелось. Но дальнейший разговор с господином Кару, заставил взглянуть на пребывание тибетцев в Индии с другой стороны.
- Я хорошо знаю все , что происходит здесь, - пояснял мой друг, - Местное население не очень любит тибетцев. Почему? Да потому, что они живут не своим трудом, как мы, а постоянными дотациями, помощью, просьбами. Это - умный и хитрый народ. Ведь местное население - в основном потомки пастухов. Очень простые, открытые и бесхитростные люди. Труженики великие. Они, конечно, живут в мире со всеми. Раньше - с англичанами, теперь с тибетцами. Но даже этот народ не принимает такой стиль жизни. Особенно в последнее время. Посмотрите на каких машинах ездят ламы! У каждого монаха - мобильный телефон. Монастыри занимаются открытым бизнесом, не платя налоги. Все это напрягает местных жителей . Я очень уважаю Далай Ламу 14 и счастлив, что такой человек живет здесь. Для меня - от Бог. Но рядом с Богом всегда есть чем поживиться!
Этот разговор не «открыл мне Америку». Находясь на этих территориях уже четырнадцать лет, я видела и шикарные машины в которых разъезжаю ламы, и строительство новых шикарных монастырей по всем северным Гималаям, и сытую жизнь монахов. В Ладаке и долине Спити совсем другая картина. На службах ламы едят цампу (ячменную муку), разводя ее тибетским чаем. И старые монастыри нуждаются в большой реставрации.
Эта тема оказалась сложной для меня. Я с удовольствием посещаю монастыри в долине Кангра и мне там хорошо! Может быть не обращать внимание на такие «мелочи»?
И тут же на глаза мне попалась компания буддистских монахов, которые продавали породистых щенков для индийских туристов. Прибыльное, надо сказать, дело. Сейчас в Дхарамсалу едут богатые пенджабцы. Хорошо ли это, плохо ли - пока не могу определиться. Но передо мной стоят хитрые глаза сотрудника офиса Далай Ламы, и я задаю себе вопрос: готова ли моя рука дать ему конверт? Нет, не готова! Можно купить щенка у монаха , дать пожертвование монастырю, а, пряча глаза от стыда, протянуть конверт с деньгами в офисе Далай Ламы 14 - пока не могу! И не хочу! Зимняя резиденция Великого Ламы Тибета для всех буддистов - место обучения и трансформации личности. Этот конверт у меня все время будет перед глазами. Поэтому будем искать другие пути, иные возможности. А сейчас впереди - еще одна встреча с Далай Ламой 14. В долине Спити на Учениях в Малом Тибете. На многие вопросы будут даны ответы...
Автор: Марина Филиппова из Индии (Дхарамсала)
P.S. И ответы были даны, читайте о них Здесь
|