Завтра в компании со специалистами и переводчиком едем познавать чамов и все, что от них осталось. Думаю, что соберем хороший материал. Уже в предвкушении... Итак, небольшой экскурс в историю и географию. Между 2-м и 15-м веками, государство Чампа располагалось в таких провинциях Вьетнама: Биньдинь, Биньтхуан, Куангнам, Куангнгай, Кханьхоа, Ниньтхуан и Фуйен. Несмотря на то, что чамы (тямы), а можно их назвать чампами или тямпами, контролировали горные районы, их главным занятием было мореплавание и торговля. Поэтому большинство княжеств располагалось недалеко от моря. На побережье образовалось пять княжеств: Индрапура (город Индры около Дананга), Амаравати (район Хойяна), Виджайя (провинция Биньдинь), Каутхара (Нячанг) , Пандуранга (Фанранг-Тхаптям). Совершенно индуистские названия! А как же они выглядели тогда, и сейчас? Один из китайских путешественников, побывав в самом древнем княжестве Чампы - Линьи так описывает его жителей. Они были «одновременно воинственными и музыкальными, с глубоко сидящими глазами, прямыми носами и курчавыми чёрными волосами». Такими были первоначальные представители населения, которые исповедовали индуизм. На фото: современные чамы (тямы), индуистский храмовый комплекс Мишон
Итак, мы в дороге. Красивейший комплекс чамских храмов Пошану около Муйне. Далее- чамская деревня.
Вчера приехали из поездки по чамским местам очень поздно. Интернета по дороге у меня не было, потому не смогла выкладывать материал, что называется, с места событий. Только один раз, в какой-то вьетнамской забегаловке мы обнаружили бесплатный Интернет, и я послала одну фотографию. Так что сейчас, после того как мы все отдохнули, я буду рассказывать о нашем интереснейшем исследовательском путешествии - углубление в культуру чамов. Начали мы наше путешествие в составе знатоков местной культуры - Максима Величко и Стаса Федорова, а также переводчика - вьетнамца и гида Си, Катерины Федоровой, которая фиксировала каждый наш шаг на фотоаппарат и меня - историка, историографа и журналиста. Подобралась неплохая компания! И первый наш объект - известный комплекс храмов - По-Ша-Ну (Po-Sha-Nu). Почему-то, в литературе и путеводителях эти чамские храмы называют башнями. Совсем не понятно для меня! На всей территории Индостана таких храмов великое множество. Но никогда они не назывались - башнями! Поэтому в описании нашего путешествия я буду иногда использовать термин "башни".
История этого места интересная. В конце 8 веке здесь был построен индуистский комплекс храмов, посвященных богу Шиве. Чамы очень его почитали и почитают до сих пор. Скорее всего еще до прихода сюда индуистов-чамов, здесь уже существовал алтарь, посвященный местным покровителям. Эту землю чамы называли Хаму Литхит, что означало: "Hamu" - деревня, "Lithit" - около моря. Чамы торговали и по воде, и по суше, выращивали рис, делали набеги на горные районы, которые так близко примыкают к береговой линии, строили свои храмы и контролировали довольно большую территорию. Название места, которое и сейчас используется для этого комплекса – По-Ша-Ну укрепилось здесь в 15 веке. Именно в это время этой областью руководил и возглавлял оборону южных рубежей чамского государства сын царя Пар Ра Чам Чатха (Par Ra Cham Chanh или Trà Chanh) –принц и губернатор земель По Тхит. Здесь, на самом высоком месте был создан форт По Тхит. В это время вьеты захватили главный город Чампы, Виджайя и уже посматривали на юг. У царевича была сестра – По Ину Са (Po Inu Sah) в честь которой и было названо место. А вот почему, этот вопрос пока остается загадкой. Может быть брат любил свою сестру, а может быть она помогала ему в управлении, или следила за храмами и была очень верующим человеком… В главном храме, сохранившемся до наших дней и отреставрированном,находится Шивалингам. Здесь единственный священник, который находится на территории комплекса, проводит пуджу (службу). Мы с удовольствием с ним побеседовали о Шиве и быке Нанди прямо у алтаря. И затронули историю его народа. Но, на мой взгляд, он мало что знает об истории чамов. Выйдя на улицу, Стас его разговорил, и пуджари (священник) рассказал нам о фестивале Кате, который проводится здесь и о том, что сюда приезжают люди из деревни чамов, которая находится недалеко он Фантьета. Это уже была интересная информация!
Рядом с главным храмом "А" стоит небольшое строение, посвященное богу Агни. Здесь он называется богом огня. Пуджари все время твердил, что это именно бог огня, но самое интересное, что когда я произнесла слово - "Агни" и русское слово "огонь", он закачал головой и очень чисто по-русски повторил - "огонь", "огонь". Агни - слово пришло из санскрита и в индуизме является названием индийский бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. До сих пор в Индии Агни - главный из земных богов, который является посредником между людьми и богами. Именно через Агни проходит связь и через Агни индуисты обращаются напрямую к богам, устраивая ягьи (службы с огнем). На территории сохранились три храма. Храм Б, который встречается первым в комплексе сейчас используется для подношений на фестивале, который проводится здесь в конце сентября, октябре. Остальные сооружения были разрушены и не восстанавливались. Зато позади старого индуистского комплекса была построена буддийская пагода с огромной фигурой Куан Ам (Гуаньинь) - преимущественно женское божество, образ которого восходит к бодихсаттве Авалокитешваре. Куан Ам помогает людям избежать бедствий, наладить быт, помочь при родах и т.д.
Несмотря на то, что о чамских храмах забыли после завоевания вьетами в 17 веке последнего оплота индуистского царства Чампы - земель княжества Пандуранга, и башни потихоньку разрушались и покрылись растительностью, история этого места имеет интересное продолжение... Во второй половине 19 века территория Вьетнама попадает в колониальную зависимость от Франции. Как-то в 1911 герцог де Монпансье, который тремя годами раньше прибыл в Сайгон для особой миссии, поехал познавать окрестности. Он был исследователем и первоклассным охотником. Побывав на побережье небольшого рыбачьего поселка Фантьета, член королевской семьи был очарован этими местами и хорошей охотой. Он решил приобрести землю для своей виллы. Французское колониальное правительство согласилось продать ему холм, на котором стояли уже поросшие деревьями старые чамские башни. Здесь была построена 13-ти комнатная вилла площадью 536 кв. м. В процессе строительства виллы французы уничтожили стену перед входом в главный чамский храм. Вилла была просто великолепна и имела современное оборудование - генераторы для подачи электричества, цистерны для хранения воды. Местные жители все время удивлялись - холм рядом с морем все время светился вечером и ночью. Они не пользовались электричеством в то время. Потому прозвали древний холм - "Замок принца". До сих пор это место носит такое название. Но, путешествуя по странам Юго-Восточной Азии, герцог де Монпансье приобщился к наркотикам, а именно к опиуму. И в 1924 году умер от передозировки. Таким образом, вилла на берегу Южно-Китайского моря рядом с чамскими храмами осталась без хозяина и стояла пустой и запущенной.
На территории "Замка принца" в 1946 году французы возвели укрепления и организовали военный пост для контроля дороги на Фантьет. Но через год он полностью был разрушен в ходе антифранцузского сопротивления и вилла герцога была стерта с лица земли. А чамские башни выстояли, покрытые вековым слоем земли, песка и проросших деревьев. Они ждали своего часа. И он наступил! В 1990-2000 году комплекс был отреставрирован. Сюда начали съезжаться на праздники чамы, которые жили в ближайших деревнях. Самый крупный индуистский фестиваль - Кате (Kate), который проходит в сентябре-октябре. На фото 1 - дорога, ведущая к индуистскому комплексу,; фото 2 - так выглядел холм "Замок принца"; фото3,4 - фестиваль Кате
Итак, после реставрации храмового комплекса По Ша Ну, холм, возвышающейся над прекрасной бухтой Южно-Китайского моря стал местом проведения двух фестивалей чамов – пятидневного Кате, связанного с урожаем после благоприятного периода муссоных дождей и небольшого фестиваля начала муссонов. Надо отметить, что до сих пор рыбаки, которые проживают поблизости приезжают сюда, чтобы помолиться о безопасности своего промысла. Некоторые местные жители называют По Ша Ну замком короля и королевы (бога и богини) моря. Храмовые башни издревле служили важным ориентиром для рыбаков и помогали в судоходной навигации. Но мы здесь, у пуджари – священника выяснили, что на фестиваль в По Ша Ну приезжает местные чамы- индуисты из деревни, которая находится недалеко от Фантьета. У входа стоят их оригинальные гончарные изделия, в офисе комплекса, где-то за шкафом спрятался Ганеша. Да, такое в Индии не увидишь! Ганеша всегда стоит на самом видном месте, украшенный цветами. Но нам надо двигаться вперед - к новым открытиям! И мы отправились исследовать жизнь чамов - народа, который жил по индуистских канонам здесь, на юге Вьетнама. Прежде, чем мы поехали искать деревню, Максим нам показал музей камня. «Зайдем сюда, не пожалеете!». Музей располагается на территории храмового комплекса. Мы получили огромное удовольствие. Все камни, которые выставлялись здесь – местные. Но для меня была самая значимая встреча здесь - пеньки и осколки окаменевших деревьев, а также поделки из них. Как много вот таких окаменевших пеньков стояли у нас дома! Папа привозил их из пустыни Гоби, когда работал в Монголии. До сих пор нашу квартиру украшают красивейшие спилы из окаменевшего дерева.
Мы достигли деревни Малам. Действительно, она оказалась не так далеко от Фатьета. Деревня походила на все вьетнамские деревни. Ничего особенного! Чтобы понять, с кем вести беседу, мы решили найти школу. В азиатских странах – учебные заведения находятся в центре всех событий. Действительно, учителя показали нам невзрачное здание, которое стояло неподалеку – центр культуры и местная администрация. И там - вот удача, находился местный житель. Он едва взглянул на нас и продолжал заниматься какими-то бумагами. Наш переводчик – Си, с глубоким уважением представил всю компанию. Услышав, что мы интересуемся культурой чамов, человек отложил в сторону бумаги, заварил чай, достал маленькие чашечки и приготовился слушать любопытных иностранцев. Разговор вел Стас. Он поведал о том, как любит все, что связано с индуизмом и что неоднократно бывал в Индии и совершал паломничество по святым местам, связанным с Шивой. Господин Нга оживился: « Кто такой Сива (Шива)? А… у нас его называют Пита, но иногда и Сива, тоже…. Я сейчас вам изображу наш Ом, а вы покажите какой Ом в Индии…» Беседа полилась в правильном русле.
Пока шел разговор и наш собеседник делился своими знаниями о культуре, языке и особенностях жизни чамов (тямов) , я внимательно наблюдала за представителем этого древнего народа. И надо сказать, что находила много общего в его облике с теми терракотовыми статуэтками, которые стояли в музее чамов в Нячанге, в храмовом комплексе По Нагар: тот же нос, немного широкий и слегка курносый, большие вразлет брови, пухлые губы, обязательные усы. Когда-то чамы носили длинные волосы и бороды. Он рассказывал о том, что в деревне живут 316 семей чамов-индуистов и когда-то их деревня называлась Мукам по названию орехового дерева, которое здесь в изобилии произрастало. Деревня появилась 400 лет тому назад, и чамы построили храм в честь младшего брата той самой принцессы По Ша Ну, в честь которой был построен один из храмов в комплексе, откуда мы только что приехали. А звали этого брата – По Там. Ореховые деревья вырубили, а люди остались и живут здесь своей чамско-вьетнамской жизнью. Но два раза в год устраивают фестиваль в храмовом комплексе, к которому больше месяца готовятся здесь, в этом помещении. Господин Нга руководит этой подготовкой. И он вытащил большой плакат, который всегда вешается во время большого фестиваля Кате. Мы разглядывали его, а рядом висел красный флаг с серпом, молотом и звездой, стоял бюст дядюшки Хо, а под ним – маленькая фотография одной из чамских башен.
А как все-таки пишется у вас "ОМ"; изучаете ли вы чамский язык, а проходят ли службы в храме, как вы хороните умерших, откуда пришло название "чамы", а какой у вас календарь ... Вопросы сыпались, как из рога изобилия. И спокойный собеседник, увлекшись нашим вниманием и любопытством, рассказывал о своей культуре с большим воодушевлением. Он написал нам на бумаге "ОМ", а затем поведал о том, что сейчас по чамскому календарю идет еще 2014 год, и они живут в октябре месяце, а начало каждого сезона определяется погодой – вышел на улицу, а там тучки, и дождь начинается затяжной, следовательно, начался особый период – муссоный, то есть наступил Новый год. Пора устраивать фестиваль. Дети бегут в лес, набирают дикие фрукты, и все чамы идут в храмы с этими фруктами, рисом, а также с цветами чампы, или франджипани (плюмерии). Надо отметить, что в Индии чампа - храмовое растение и часто используется во время пудж в храмах и ашрамах. Цветы этого кустарника имеют тонкий, приятный аромат, и они просто красивы! В Индии очень популярны благовония с запахом чампы. Этими цветами чамы украшают подношения, и у каждого храма обязательно должны расти деревья или кустарник чампы. Может быть, царство Чампа было названо по имени этого цветка? На фото: цветы белой чампы, кустарник чампы возле чамского храма; "Ом" в чамском написании
Интересная история храма По Там. Невзрачное строение находится рядом со зданием администрации, оно же – клуб и школой. Как мы уже знаем, что в 15 веке вьеты начали завоевывать чамские княжества. И чамы начали перебираться на юг Вьетнама. Именно в это время один из сыновей царя чамов – По Тхит стал губернатором южных земель и ведал безопасностью, а второй его сын – По Там в основном занимался хозяйством. И надо сказать, очень преуспел в этом деле. Он создал ирригационные системы вокруг главных городов. Чамы были не только хорошими мореплавателями и торговцами, а также – большими специалистами по выращиванию риса. Первоначально они выращивали суходольный рис (без пролива). В таких странах, как Индия и Китай уже давно, где-то в 21-22 веке до нашей эры, то есть 40 веков тому назад появился поливной рис. И вот царевич По Там, научив строить ирригационные системы, дал своим поданным возможность собирать большие урожаи риса. Его боготворили и ему поклонялись, и построили главный храм – По Там в той самой деревне, в которой мы и находились. Храм первоначально стоял на другом месте и был сделан из состава земли и навоза, которым обмазывали бамбуковые перекрытия. Такие строения до сих пор можно увидеть в деревне. Но строение было недолговечно, и жители решили построить каменный храм. Ну, прямо – Ниф-Ниф и Наф-Наф! Именно этот храм сейчас стоит здесь и является национальным достоянием Вьетнама. Главный его вход сейчас смотрит на рисовые поля. В самом храме находится лингам. Сюда приходят для того, чтобы помолиться об урожае. И в Новый год – начало муссонов, проводится фестиваль. Рядом с храмом стоит интересной дерево… Но об этом дереве – в следующем топике. На фото: строения из земли и навоза с деревне, современный храм По Там 16 века Смайлик «smile», рисовые поля рядом с храмом.
В Индии рядом с храмами часто встретишь священное дерево Пипли – фикус религиозный. А вот здесь, на юге Вьетнама, широко раскинулось дерево Стеркулия, которая названа так в честь Стеркулиуса - древнеримского бога навоза. Цветы некоторых видов стеркулии имеют неприятный запах. Но к Риму это дерево никакого отношения не имеет. Оно произрастает в Юго-Восточной Азии, а в Европу пришло в позднем средневековье. Стеркулия еще в древности использовалась как стимулятор нервной системы. Настойки из листьев дерева повышают работоспособность и снимают утомление. Используются и листья, и семена, и ветки дерева. Из некоторых видов стеркулии, во Вьетнаме такие деревья называются Тром, добывается сок, которые используется как сок каучуковых деревьев – из него делается резина. Но когда-то чамы его пили. И до сих пор в некоторых туристических местах можно попробовать этот напиток, которые сами вьеты называют чамским молоком. На фото: коробочка от семян стеркулии; дерево около храма; вьетнамцы продают семена стеркулии около дороги
Наш собеседник так проникся всеобщим вниманием к культуре чамов, что решил показать свою святыню – личный храм, посвященный умершим родителям, который был построен недавно. Только ему совет деревни разрешил построить такой храм. Небольшое сооружение стоит на краю деревни, рядом с речкой, вдали виднеется дерево, которому, как утверждает господин Нга, столько же лет, сколько и самой деревне, то есть более четырех столетий. Мы не входили внутрь храма. Но наш проводник рассказал, что там находится прах родителей и пять лингамов. Центральный – посвящен Шиве, два лингама, которые смотрят на восток – мужские, то есть за ними смотрят члены его семьи по мужской линии, а два других, смотрящие на запад – женские, им молятся представители женской половины семьи. Вот так чамы-индуисты почитают своих предков. У индусов такой традиции нет.
Вот и закончилась первая часть нашего путешествия к чамам. Стас тепло прощался с господином Нга, который долго не отпускал его руку. Мы все улыбались и кланялись, как "болванчики". Даже не ожидали такого теплого приема. Затем выбежала семья из соседнего дома и с удовольствием сфотографировалась на память. "Приезжайте к нам, посмотрите как мы готовимся к фестивалю, привозите своих друзей..." , - твердил уже ставший близким нам представитель древнего народа, исповедующего до сих пор индуизм.
Марина Филиппова, Стас Федоров
|