Нелегкое это дело обработать весь материал и расшифровать записи, которые мы делали по пути. Потому ставлю этот материал не спешно, проверяя пока каждый момент нашего исследования. Понимаю, как много мы упустили, не задали правильных вопросов, хотя и была программа. Но поедем дальше - в музей чамской культуры. Он открыт все время, по крайне мере так написано на табличке самого музея. Но для того, чтобы найти специалиста, нужно было разбудить всех вокруг, всколыхнуть уснувшее пространство. И мы это сделали. К нам подошел молодой человек по имени Лук. И начал нас погружать... Очень профессионально и от души! Лук просто выливал на нас потоки информации по каждому экспонату, фотографии и вопросу. На фото: Снаружи музея; Шива при входе внутри музея; экскурсовод - Лук. Если вам доведется посетить этот музей - спрашивайте Лука. Он, правда, по-английски плохо , к счастью, мы были с переводчиком и проводником.
Уже с первого взгляда я поняла, что в музее находится интереснейший материал по культуре индуистов Вьетнама. Первое, что привлекло внимание - скульптура 17 века последнего царя Чампы - Ппо Рамы с женами. Музей, кстати, находится недалеко от храма По Клонг Мунай, который построил последний король чамов. Здесь же был и его дворец. У царя было две жены. Одна – чамка, другая – вьетка. Но каково изображение этого царя! Фараон, да и только! Мы, к сожалению, в этом путешествии не смогли побывать в По Клонг Мунае. Но Максим Величко и Стас Федоров, которые посещали это место, рассказывали, что такое изображение стоит в храме, и оно их также поразило сходством со скульптурами древнеегипетских фараонов. На фото: Царь Ппо Рама с женами (справа- чамка, слева - вьетка; изображение царя в виде Шивы; последний царь чамов с сыном; По Клонг Мунай - храм последнего царя чамов.
Рядом со скульптурной группой последнего царя чамов и его жен находится фотография последнего представителя династии. Я подумала, что это - женщина. Но Лук обратил внимание на головной убор, а такую повязку носят только мужчины-чамы... Последняя династия царей чамов прекратила свое существование в 1911 году.
Большие фестивали, как уже было сказано, чамы (тямы) проводят два раза в год: в честь завершения муссонов и в честь начала муссонов. Конечно, служители проводят местные ритуалы, связанные с благополучием семьи, свадьбами и похоронами. Интересный ритуал во время праздников проходит в деревнях чамов (тямов) - хождение по углям. Этим делом занимаются многие народы. Но у чамов по углям ходят в основном священники, перед этим действием они соединяются с Шивой. Проводятся ритуалы подношения воде и земле. Два священника и представители той семьи, которые заказывают такой ритуал, кладут на банановый лист землю с поля, две чашки риса, пирожки из рисовой муки, липкий рис, лимонный сок и десять орехов бетеля. Все это несется на берег. Зажигаются благовония и огонь (сейчас – это свеча), и кораблик с подношениями отправляется в плавание. У чамов, впрочем как и индуистов в Индии, до сих пор существуют пережитки анимизма: вера в духов, различные табу, обряд почитания духа земли. Есть предположение, что вера в духов умерших родственников вьеты переняли у чамов (тямов), как и многие обычаи и традиции. В праздники все чамы (тямы) собираются у больших храмовых комплексов, которые, надо отметить, в последнее время очень изменились. Они отреставрированы и устроены так, чтобы можно было проводить праздники и ритуалы. И первое, с чего начинается праздник – служба, посвященная Шиве в виде лингама.
Интересную историю нам рассказали в музее. Последний король чамов По Рам правил Чампой с 1627 – 1651гг. Его правление вошло в историю и чамы до сих пор почитают его как божество. Когда короля убили вьеты, то его вьетнамская жена бросилась в горящий погребальный костер своего мужа. Прямо как в Индии когда-то! До недавнего времени в Индии существовала ритуальная традиция сати - самосожжения или просто сожжения вдов с их покойными супругами на специально сооруженном погребальном костре. Сейчас эта традиция запрещена в Индии. Но время от времени в деревнях происходит самосожжение вдов, что очень будоражит индийское общество. Надо отметить, что в 14 веке путешественник Порденоне упоминает в своих путевых заметках о том, что в южном и центральном Вьетнаме в индуистском царстве Чампа наблюдалось сжигание заживо вдов. Индийский историк и археолог середины 20 века Анант Алтекар , например, в одной из своих работ упоминает, что обряд сати распространился с индуистскими мигрантами на большой территории, которая охватывала острова Ява, Суматра и Бали, а также в Камбодже и Бирме. На фото: вьетнамская жена последнего короля чамов; ритуал Сати в Индии; ритуал сати на Бали
Рождение ребенка чамы воспринимают как дар богов и по этому поводу устраивают небольшие праздники и пуджи (службы). Младенца принято кормить грудью до двух-четырех лет. Считается, что только с четырех лет ребенок может заботиться о себе сам: есть, мыться, и слушать указания родителей, а также5 может уже заботиться о своих младших братьях или сестрах. Большинство родителей осуществляет полный контроль над своими детьми, пока они не женаты. Даже после брака, влияние родителей у чамов очень сильно. Выросшие дети должны проявлять полное уважение к родителям и старшим и наказываются сообществом, если это правило не выполняется. Дети чамов более послушны, нежели дети вьетов или камбоджийцев. Как проходят похороны у чамов? Как мы уже говорили, умершего представителя семьи сжигают на костре на возвышении (холме или небольшой горе). Когда человек умирает, его кольца, а они дарятся ему по особым случаям: женитьба; передача по наследству; корректировка его жизненного пути и исправление негативных влияний; снимаются и сохраняются в доме покойного, в алтаре. Ушедшего из жизни чама сопровождают несколько мифических животных: змей-птица и бык с хвостом и языком в виде птицы. При сжигании происходит следующее. Кости специальными приспособлениями отбираются. Всего их должно быть 9. Они закапываются в специальном месте. Целый год идет траур и родственники заказывают пуджи (службы). Через год кости выкапываются и чамы несут их в специальное место, так называемое кладбище, хотя это место может быть и рядом с домом, и хоронят вместе с кольцами. И тогда происходит прощальная церемония. На фото: дети в деревне чамов; специальные приспособления при сжигании; змей-птица; бык
В этот раз, при посещении музея, мы взяли только тему - чамы-индуисты. Хотя в экспозиции музея представлены предметы обихода и жизнедеятельности чамов-мусульман. Но эту тему мы оставили до следующего раза. Хотя, конечно, интересно было бы проследить, что же внесли в свою культуру чамы, которые стали проповедовать ислам. В какой-то момент мы почувствовали глубокую усталость, потому как Лука - экскурсовода было трудно остановить. К нам присоединились две девушки, которые также наперебой дополняли Лука. Сама экспозиция музея - интересна. Здесь собраны все предметы быта, которые пользовались чамы и пользуются до сих пор. Да... Здесь можно пробыть не один день!
Написав в книге отзывов наши впечатления, а их было масса, мы вышли на улицу. Уже стояла жара, и солнце поджаривало вьетнамскую землю, а заодно и нас. Мы понимали, что осталось три объекта, которые хотели бы посетить, но времени до заката и возвращение в Муйне было не так много. Чамская деревня с промыслами, которую посещают туристы, находилась недалеко от музея. Также недалеко располагается и последний оплот последнего царя Чампы - По Клонг Мунай. И еще было одно место, о котором нам рассказал Максим Величко, но которое не посещал - комплекс чамских храмов - По Дам. Он находится довольно далеко он музея. Единогласно решили – ехать в По Дам! Найти его очень сложно! Но с нами были такие гиды-профессионалы! Часа через 1,5 или 2 мы прибыли на место. Жара спала, и комплекс храмов выглядел особенно красиво. Рядом с храмами только прокладывают дорогу, поэтому пришлось пробираться через колючки, чтобы подойти к «крепостной стене» - таким образом укрепили место, где стоит По Дам, и выглядело это сооружение весьма величественно, да еще на стене трепетался красный флаг! Ребята взяли штурмом крепостную стену, которая была разрушена до нас….
Традиции и обычаи чамов -индуистов. Южный Вьетнам. Отчет о результатах экспедиции 2 февраля 2015 года. Продолжение. Чтобы попасть внутрь индуистского храмового комплекса По Дам, мы с Катей пошли другим путем, увидев, как без труда прошли на территорию наши вьетнамские сопровождающие - справа оказалась лестница. И перед нами открылся прекрасный вид на археологическую площадку, где проходят уже три года раскопки и отреставрированы несколько храмов. Раскопками руководит Археологический центр совместно с южным Институтом общественных наук и провинцией Бинх Туан. Это – один из старейших храмовых комплексов Чампы. Совсем недавно была обнаружены объекты, которые отличаются от найденных в подобных индуистских храмовых комплексах. Археологи раскопали остатки одного из храмов, а также целую платформу для двух башен северной группы, убрали стену, которая упала на на некоторые храмы. Работая с южной группой храмов, археологи обнаружили интересные предметы, такие как каменную большую ступу для подготовки красок и благовоний, используемых чамами при проведении фестивалей.
В отличие от подобных индуистских комплексов, где главная башня всегда смотрит на восток и вход на территорию также – с востока, В По Даме (По Таме) мы видим два входа: северный и южный. При раскопках было обнаружено, что весь комплекс состоял из 8 храмов-башен, хотя по утверждению французских археологов и их археологических отчетов, говорилось о шести башнях. Были найдены следы разработки камня древними чамами на утесе, примыкающему к комплексу, опоры, где стояли статуи и обработанные валуны, похожие на лингамы. Была найдена каменная стела, весящая 1,5 тонны и на которой сохранилась надпись на санскрите. Согласно мнению ученых, стела была датирована 710 годом нашей эры. То есть комплекс существовал более 1304 лет. На территории мы увидели дерево Бодхи (пипл или фикус священный, религиозный), а также серию лингамов, не понятно, почему так расположенную. Раскопки еще идут, и большая табличка с описание храмового комплекса валяется разбитой. На этой табличке мы обнаружили надпись, которая не вполне совпадает с новыми открытиями археологов. А также меня удивила информация, что храмы посвящены тому царевичу – По Таму, который занимался ирригационными системами. Царевич жил в 15 веке, и один из храмов, посвященный этому замечательному человеку, мы посетили в деревне чамов. В столько раннее время – в начале 8 века, политические центры чамов-индуистов были перемещены на юг в связи с китайскими завоеваниями. И назывались они тогда Пандуранга и Каутхара. Центром их был По Нагар (Нячанг) и правил им король Сатьяварман. Данный комплекс, вероятно, был связан с По Нагаром, так как находится не так далеко от него. А вот почему его назвали По Дамом или По Тамом – не понятно. Но мы только начали наше исследование. Поэтому - все у нас впереди!
Закончилось наше путешествие-исследование. Всего лишь один день! А мы довольно-таки глубоко погрузились в историю древних чамов и индуизма на юге Вьетнама. Мы были довольны результатами поездки! И,конечно, с такой компанией всегда найдешь что-то интересное. Наш прекрасный переводчик Си - вьетнамский гид, Максим Величко - гид компании "Библио Глобус", Стас Федоров - независимый гид во Вьетнаме; Екатерина Федорова все время была с фотоаппаратом и сделала детальную съемку всех объектов - всем им огромное спасибо за сотрудничество! Я очень надеюсь, что эта информация поможет всем гидам, которые работают во Вьетнаме, а также тем, кто интересуется индуизмом. И еще, есть у меня мечта - организовать экспедицию по чамским местам юга Вьетнама и затронуть также Камбоджу. По этому поводу поеду в Индию и предложу также нашим друзьям в ней поучаствовать, чтобы они рассказали о том, сохранили ли эти места божественные энергии. Только индусы смогут это точно определить! На маленькой дорожке, ведущей к последнему храмовому комплексу чамов, мы встретили женщину с ребенком на мотобайке, везущую вкуснейшие зеленые вьетнамские яблоки. Она не могла проехать - слишком узкая была дорога. Пока они ждали, чтобы наша машина освободила место для проезда, женщина , увидев, как мы смотрим ей в сумки, угостила нас этими плодами. Мы были такие голодные, что яблоки показались нам райскими. Хороший знак! Такой вкусный подарок!
Южный Вьетнам. Февраль 2015
Марина Филиппова, Стас Федоров
|