Племена Гоа
История рассказывает, что много переселенцев вступало на землю Гоа на протяжении веков. Самыми ранними из известных поселенцев были племена гаудас и колов, которые занимались в основном земледелием. Они жили в джунглях, в предгорьях Западных Гат. На побережье рыбачили представители племен кхарвас и маров, строили лодки и жили в деревнях около моря. Местные боги – Сантер и Бетал – покровительствовали им. Древние записи и недавно обнаруженные в пещерах свидетельства говорят, что шумеры достигли Гоа морским путем и колонизировали эту землю в 2000 году до нашей эры. Португальцы отмечали совпадение местных традиций с шумерскими законами землевладения. Вероятно, шумеры ассимилировались с местным населением, которое с удовольствием приняло мудрые и удобные законы уже развитой цивилизации.
Во время португальского владычества и насильственного обращения племен в христианство из основного племени выделились три группы: кунбис, велипс и дангарс, которые до сих пор поддерживают строгую обособленность друг от друга. Жизнь племен и племенных союзов менялась на протяжении многих веков. Но до сих пор остались некоторые традиции и уникальные обычаи. Так в племенах колов и кунбисов поклоняются священным рощам. В джунглях находятся участки леса, которые принадлежат местным божествам. Никто не может вступить в священные рощи и что-нибудь собрать там. Даже опавшие листья считаются священными и неприкосновенными. Женщинам туда заходить запрещено. Местные исследователи считают, что джахер – священная роща – является символом культурной автономии племен и защищает их права на самоуправление. Потому до сих пор представители племен очень «трепетно» относятся к этим участкам земли.
Гаудас
Основным племенем в Гоа называют гаудас. На севере Гоа есть деревня Гандаулим. Вероятно, на этом месте поселились первые гауды. Откуда они пришли – неизвестно. Сами гаудас считают себя выходцами из Восточной Бенгалии. Этнографы предполагают, что люди этого племени – представители австралоидной расы и пришли они с востока в Ассам, Ориссу и Бенгалию, а затем заселил Кералу и Гоа. Другие утверждают, что племена мигрировали из Карнатаки. Сейчас гаудас живут вдали от цивилизованного мира и потому свои образ жизни, традиции, церемонии и религиозные верования сохранили с древних времен.
Главенствующая роль в племени принадлежит женщинам. Выходят замуж и женятся гаудас только внутри своих племен. После смерти мужа собственность всегда наследуется женой, тогда как в большей части Индии права наследования переходят к старшему сыну в семье или к брату умершего. После смерти жены собственность одинаково распределяется между сыновьями и не состоящими в браке дочерьми. Несмотря на то, что гаудас – индуисты, они не кремируют умерших, а хоронят, причем в сидячем положении. Они верят, что дух не так быстро покидает тело, и еще долго общаются с ушедшим из жизни родственником и через него – со всеми предками. Духом умершего распоряжается Гарав. Он переносит его в медную тарелку, называемую «дама». Тарелка хранится в семье, и родственникам очень удобно каждую минуту быть рядом и получать помощь из другого Пространства.
К еде у гаудас особенное отношение. Так, например, на двенадцатый день после смерти родственники и соседи собирают все блюда, которые любил умерший. В это время специальный человек около тарелок с едой пытается понять, будет ли приходить ушедший дух на помощь семье. Если дух не захочет утруждать себя визитами, его будут уговаривать и ублажать. До прихода ариев гаудас не поклонялись идолам, а молились деревьям и животным. Ими сооружались священные стены из камней и высаживались пальмы. В этом алтарном месте (пури) обитали духи-покровители. Ведическая культура принесла новых богов – Бали, Бхиму и Маликарджуну (местное название Шивы).
Здесь почитают тулси – траву Вишну. В Индии существует легенда о священном базилике (тулси). Одна женщина предалась жесткой аскезе только для того, чтобы стать женой Вишну. Разгневанная Лакшми превратила ее в растение, а Вишну дал ему имя. В пуранах тулси упоминается как один из ингредиентов в приготовлении «амриты» – напитка бессмертных. Это растение обладает очистительными свойствами, отгоняет темные силы, очищает ум и способствует развитию сознания. До сих пор на севере Индии перед старыми храмами разбивается клумба-алтарь, где в мае высаживается тулси. Англичане заметили, что там, где растет эта трава, меньше встречаются такие заболевания, как малярия и холера. Потому в садах и перед домом всегда высаживали священное растение Вишну. Гаудасы празднуют фестиваль тулси и не забывают о домашних животных, которых до сих пор обожествляют и в честь которых проводят службы.
Дангарс
Представители этих племен проживают в глубине девственных лесов, в небольших долинах Западных Гат. У них прослеживается более тесная связь с ариями. Основной язык общения – конкани. В то же время многие их них говорят на марати и имеют фамилии, которые носят жители штата Махараштра. Их дома построены не для проживания больших семей, а скорее для обитания собак, кошек и скота. Основной ценностью дома является котел для приготовления пищи. Он стоит в центре внутреннего двора. У каждого члена семьи «нажито» лишь несколько тряпок, которыми они заматывают свои худые тела, потому в домах нет шкафов и комодов. Пол и двор дома постоянно вымазывают смесью травы и навоза, который, застывая, образует приятное на вид покрытие, без запаха, очень полезное для человека.
Когда-то на Руси смесью навоза и травы лечили загноившиеся раны. Накладывали этот раствор в качестве гипса. Через несколько дней застывший навоз удаляли. Кожа оставалась абсолютно чистой (известно, что навоз убивает бактерии). На Украине навоз использовался при строительстве деревенских домов. Было замечено, что в «навозных» мазанках люди почти не болели. Этот материал и сейчас очень популярен в индийских деревнях.
Основные боги племен дангарс – арийские. Они поклоняются солнцу и луне (Сурии и Чандре). Есть и другие божества – Витоба и Бироба. И что интересно: эти божества встречаются на противоположном конце южной Индии – в Ориссе. Это свидетельствует о том, что племена проходили через восточный штат из Юго-Восточной Азии.
Кунбис
Эта часть племени гаудас была насильно обращена португальцами в христианство. Большая их часть живет в Корталиме, Квевоссиме и Даворлиме. Они очень музыкальны и любят фестивали. Где бы ни работали кунби, они обязательно приезжают в свои деревни на карнавалы. А работают они на производстве в городах и крупных поселках в разных районах Гоа и живут обычной жизнью. Христиан можно узнать по одежде женщин. Они носят платья, длинные юбки и закрытые кофты. Это самое близкое к «цивилизованному миру» племя. Но как-то недавно в одной из газет прошел слух, что основной едой в племенах кунбис был и остается тростниковый хомяк. Этот слух почему-то взволновал местное население. «Может быть, мы и ели когда-то грызунов, но сейчас предпочитаем свинину. Хотя старикам запрещено дотрагиваться и до этого животного», – с обидой говорили старейшины племени.
Самая почитаемая реликвия кунби – распятие. В деревнях может не быть храма, но крест с распятием всегда стоит на видном месте. Иногда перед крестом разбита клумба со священной травой тулси (базиликом). А эта традиция – память о том, что когда-то люди племени кунбис были индуистами.
Колы
Колы – отдельное племя, которое, согласно легендам, пришло с севера Индии. Сейчас они проживают к западу и к югу от реки Касари и этнически связаны с племенами мундас, которые были широко распространены по всей Индии до прихода арийских племен. Невысокие, с кожей темно-коричневого цвета, толстые нос и губы, широкая грудная клетка, хорошо развитые руки – таков портрет настоящего представителя племени колов.
Приблизительно в 2400 году до нашей эры арийские племена стали проникать в Гоа. Основная часть пришла со второй волной в 1200 году до нашей эры. Арии разместились на свободных землях (как указывают отчеты) в Санкоале (Sancoal), Корталиме (Cortalim) и Латолиме (Lutolim). Представители новых поселенцев вскоре вошли в деревенскую администрацию. После прихода ариев колы даже приняли индуизм и нанимали брахманов для совершения обрядов, но в кастовую систему не вошли. Индуизм не поглотил племенные союзы полностью – многие до сих пор поклоняются собственному деревенскому божеству. Среди жителей распространена фамилия Синх, что в переводе означает «лев». Сельским хозяйством колы занимаются только для себя. На протяжении многих столетий они активно участвовали в создании местной административной системы, а, кроме того – в создании Гражданского кодекса Гоа.
|