Гангток нас встретил тишиной и дождем. Расположились мы в очень уютной гостинице недалеко от центра. В ресторане мое внимание привлекли часы. Сиккимцы очень любят такие часы. В больших и небольших парках, а также в частных гостиницах часто можно их встретить. Гостиница принадлежит семье из народа бхутия.
В Гангтоке мы провели два дня, посещая монастыри, где сиккимцы отмечали Лосар. Но самое главное действие проходило в эти дни в месте под названием До Друл Чортен. Здесь четвертый Додрубчен Ринпоче - один из самых значимых живущих мастеров школы Ньингма традиции Дзогчен, давал инициацию бутанцам и сиккимцам, а также поздравлял с Новым Годом. Немного о самом значимом месте Сиккима и Гангтока. Когда-то здесь было очень неуютно и даже опасно находиться. Много злых духов бродило на небольшом возвышении и кто сюда попадал, становились жертвами этих духов, мучились и часто умирали. Как-то один уважаемые и знаменитый лама Trulshig Rinpoche пришел сюда из Тибета и поселился в хижине. Прожив некоторое время, он изгнал большинство злых духов, а остальных - укротил. В 1946 году Ринпоче построил ступу для того, чтобы духи не возвращались. Наверху главного чортена находится божество - Dorjee Phurpa или Vajra Kilaya., которое изгоняет всякую нечисть.
В октябре 1957 года из-за сложной политической ситуации, Додрубчен Ринпоче переехал из Тибета в Сикким и с тех пор Гангток является его постоянным местом жительства. Додрубчен Ринпоче, чьё тихое и скромное поведение дополнено внимательным присутствием, отвечает каждодневным духовным потребностям жителей Сиккима и лично заботится о благосостоянии более чем четыреста монахов. А так как он является настоятелем монастыря в Бутане и часто приезжает в страну дракона давать Учения, бутанцы почитают его, и в дни Лосара приезжают специально в Сикким для встречи.
К Лосару в До Друл Чортен готовили угощения и чай...
Бутанские отцы на фоне чортена, любопытные дети и мамы, а также - сжигание торма
Во время Лосара в Сиккиме проходили различные ритуалы. В одном из старейших монастырей Гангтока - Энчей (Enchey), который был основан в 1909 году, проходили ритуалы подношения защитникам. Надо отметить, что монастырь этот уникальный. Он был построен на месте, которое благословил лама Друптхоб Карпо - тантрический мастер, известный способностью левитации. Когда монастырь был возведен, Гангток был небольшой деревней. Говорят, что лама Карпо перелетел сюда из южного Сиккима. Дословный перевод названия монастыря - "уединенное место". Монастырь Энчей также известен как место пребывания покровителей здешних мест - Канченджанги и защитника Ябдэна (Yabdean). В дни тибетского Нового года в монастырь приходят жители Гангтока и прилегающих деревень и просят у Канченчанги, Ябдэна и Махакалы защиты и покровительства. При этом жертвуют им бутылку алкогольного напитка, который выливается в определенной комнате. Это делается для того, чтобы все сущности, которые мешали в предыдущем году, привлеченные запахом алкоголя, отошли от присутствующих на этом ритуале. А дальше с ними уже будут работать защитники. На фото: изображение ламы Карпо, ритуал очищения, а вот такой почему-то у меня получился монастырь Энчей после ритуала! Странно...
Марина Филиппова Февраль 2015 год
|