Индийская свадьба - довольно кропотливое мероприятие. Наш свадебный обряд был организован в храме "Трипура Сундри" (красавица трех миров). Конец июня. Как красив Наггар в это время! Залитые солнцем горы, запах роз и благовоний. Атмосфера самая благоприятная - неторопливая горная жизнь среди буйства зелени, поющих птиц и цветов, чистых горных рек, с прекрасными видами на снежные горные вершины.
Утром мы пришли в храм Трипура Сундри. Меня с подругами отправили в помещение для невесты, где 4 часа нас одевали и украшали. Очень тяжелый наряд для свадьбы - расшитый стразами и золотыми нитями он состоял из верхней блузы и юбки. Сверху всего этого невесту накрывают покрывалом. Покрывало предназначено для сокрытия девушки от глаз людей - по традиции невесту не должны видеть ( не только жених, но и все остальные). Покрывало одевают перед выходом.
Украшения - это самое приятное для девушки. Правда, весят они килограмм десять: серьги, мантика, кольцо в нос с цепочкой, два ожерелья и браслеты по локоть (от них я отказалась). Традиционный цвет невесты - красный. На руках хной рисуют узоры, имена жениха и невесты, а так же символы "ОМ" и знак солнца "Сувасти". Роспись рук занимает около часа, после обряда по традиции невеста не должна заниматься домашним хозяйством, и узоры должна носить какое то время. Яркий макияж обязателен.
После всех приготовлений меня вывели к жениху и гостям, и мы пошли к алтарю богини "Трипура Сундари" для поклонения и благословения. Первая пуджа по традиции делается богу Ганешу, называется она "Ганапуджа". Во время ганапуджи, пуджарий (священник) читал мантры, а мы делали подношения и выполняли ритуал. Пуджарий приготовил алтарь с помощью куркумы. Он выложил различные символы (свастика, звезда, Ом и еще много других символов), каждый символ обозначал дом какого либо божества.
Подношения делали лепестками роз и различных цветов, топленым маслом, водой, благовониями, и конечно модаком и ладу ( индийские сладости). Как только началась пуджа, запели девушки, прославляя процесс (очень приятные хоровые голоса) и меня это успокоило. Я сильно волновалась, потому что не понимала что происходит!
Под тяжестью всего, что на меня было надето, я начала сгибаться. Мне огромных трудов стоило держать спину прямо! Хорошо, что весь ритуал выполнял мой муж, а я должна была держать его руки (но я поступила хитро, я на его руках практический висла, это меня спасло пару раз от падения). Вообще на севере Индии принято, чтобы мужчина выполнял свадебный ритуал, а женщина через него участвовала в происходящем. Но есть отдельные поклонения, где женщина выполняет ритуал самостоятельно, как правило, это ежедневные ритуалы, такие как ритуал поклонения шивалингаму, или другие праздники. Я такое наблюдала на празднике "Мела" в Наггаре . Мой муж выглядел очень странно - одетый в оранжевую юбку и длинную рубашку с красным чурбаном на голове, к которому прикрепили светящуюся корону с маленькой занавеской из подвесок, которая закрывала его лицо.
После пуджи, которая длилась три часа, мы отправились на "Хаван". Этот ритуал посвящен богу огня "Агни". Именно этот ритуал скрепляет узы молодых, где они дают клятвы друг другу и соблюдают их всю оставшуюся жизнь до самой смерти. Если огонь Вас соединил - это на всю жизнь! Все происходит на открытой площадке на свежем воздухе рядом с идолами Богов, которые свидетельствуют о соединение людей. Мы сидели под шатром украшенным гирляндами, еловыми ветками, цветами и всяческой мишурой. Очень красиво! На небольшом постаменте (квадрат из камня - метр на метр) пуджарий развел костер, и мы с мантрами начали делать подношения. В огонь льется масло, вода, прасад вперемешку с массой похожей на смесь специй (я так и не смогла понять, что это за смесь). По окончанию ритуала мы одели друг на друга гирлянды из цветов ( это как у нас обменяться кольцами) и сделали кору вокруг Хавана семь раз скрепленные материей ( фактический я была привязана к мужу. Заняло у нас это два часа.
После "Хавана" уже муж и жена должны получить благословение на уход из дома, которое дают родители. Это отдельный и не долгий процесс. Сначала нам нужны были родственники, так как наши родители не присутствовали, потому нашей сестрой стала родственница организатора нашей свадьбы Дурги. Мы породнились, символично повязав красные нити на руки, бог Ганеша нас благословил. Наша сводная сестра также нас благословила специальным обрядом. Дальше играли музыканты, мы танцевали. Затем было застолье. Причем сначала едят супруги, родители, подруги, друзья, а все смотрят в сторонке. Затем за стол садятся все остальные.
Екатерина Федорова. Июнь 2014 года, Наггар, Индия.
|