Дорога из Ути, что находится в голубых горах - Нилгири, в Майсор проходит через заповедник, где обитают дикие животные, в том числе - тигры. Машина около трех часов спокойно едет по хорошей дороге, а мимо передвигаются слоны, где-то в зарослях пасутся пятнистые олени, встречаются дикие павлины, а вокруг ... тишина. Через час путешественники въезжают в самый красивый город Индии - Майсор (Майсур).
Столица сандалового дерева не похожа на другие индийские города. Просторные проспекты мудро выстроены правителями вокруг царского дворца. Жители до сих пор почитают своих раджей. Везде стоят их памятники. Наш шофер подвез к гостинице, которая расположилась рядом с галерей Майсора. Путешествуя по святым местам юга Индии, к этому моменту, мы очень хотели посетить какой-нибудь музей. Образовалась большая нехватка светской культуры в организме. А здесь - такой подарок! В Индии все сбывается очень быстро!
Мы бродим по просторным залам одного из царских павильонов. Последний раджа Майсора подарил городу коллекцию картин художников, а заодно и здание, где хранятся не только произведения искусства, но и личные вещи многих поколений царской семьи. Раджа поддерживал художников и скульпторов, которые традиционно собирались на фестиваль искусств, который проходил во время любимого всеми индусами праздника - Дуссейра. Было очень престижно принимать участие в таких праздниках. Я задержалась в зале музыкальных инструментов. Как вдруг, ко мне подходит моя знакомая - Ирина и со странной улыбкой говорит: - Пойдем вниз... Я тебе покажу Гималаи и Тибет. Я не очень спешу выходить. Красота и гармоничность форм инструментов притягивает меня, как магнит. Но Ирина настаивает: - Там Рерих, внизу, в последнем зале, на выходе! Рерих! Гималаи! Тибет! Скорее - вниз, на выход! Ирина, как волшебница, идет по залам, молча улыбаясь. Взмах руки в сторону - и я попадаю в маленький боковой зал, где меня встречают Гималаи Н.К.Рериха. - Это - подлинники? - спрашиваю у служителя, хотя понимаю и вижу, что это так. Получив утвердительный ответ, я долго стою перед вечерней синевой гималайских гор, яркими желтыми буддистскими монастырями, оранжевыми красками тибетского плоскогорья. А за окном жара - + 35 и царский южный Майсор. Меня охватывает чувство тоски по горной прохладе, пению буддистских мантр, любимому Наггару, где более двадцати пяти лет прожила семья великого художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха.
Чувство тоски сменяется на восторг, а затем возникают вопросы -откуда, когда и кто? Подхожу в офис галереи и начинаю разговор с менеджером. Он, к сожалению, ничего не знает и путает Николая Рериха со Святославом (сын художника, художник). Не справившись с ответами, менеджер вызывает гида. Но тот тоже путается и не понимает, что от него хотят. Рерих - есть Рерих! Он был художником, актером, жил с величайшей актрисой Индии Девикой Рани. Вероятно, подарил картины радже. Что здесь не понятно! Я пытаюсь прочитать лекцию о семье Рерихов, но он останавливает меня и вызывает другого гида, который ВСЕ ЗНАЕТ... Через минут пятнадцать появляется энергичный человек, который проясняет ситуацию. Картины, действительно, подарил радже Майсора Святослав Рерих - сын Николая Рериха. Но когда, этого сказать он не может, и почему он подарил картины своего отца, я не свои - он не знает. - Все раджи были великими людьми и покупали произведения искусства не только индийских художников, но и многих иностранных. А затем всю коллекцию подарили городу! Таких людей сейчас мало...
Да, кое-что прояснилось! Несмотря на то, что все- таки остались вопросы, встреча с Гималаями и семьей Рерихов в царском Майсоре была удивительной и радостной. Выходя из галереи, мне показалось, что душистый, легкий ветерок гималайских долин задул с севера и жара немного спала. И мы поехали познавать другие интересные места одного из самых красивых городов южной Индии.\
Марина Филиппова из Майсура. 2012
|