В августе 2009 года, мы с группой путешественников заехали в монастырь Стакна. Он стоит на небольшом холме и привлекает внимание многих туристов, посещающих Малый Тибет. Им любуются и фотографируют с основного шоссе, которое ведет из Леха – столицы Ладака в монастырь Тикси и Хемис, а далее через большой гималайский хребет – в долину Куллу. Посетителей в самом монастыре немного. У туристов, вероятно, не остается времени на посещение еще одной гонпы (так в Ладаке называют буддистские монастыри), которая находится на другой стороне реки Инд. Года четыре тому назад Стакна преобразилась.
Гонпа была расписана уникальными изобразительными композициями. Здесь работали лучшие мастера Ладака. Восхищаясь стенными роспиями, кто-то из путешественников воскликнул:
- А чьи это работы? Что за школа?
Мне стало стыдно, что я не знала ничего об этом и даже никогда не интересовалась. Нас сопровождал лама монастыря, и я спросила его о художниках. Лама показал небольшую книжку Тсеванга Палжора «Золотая рука Ладака» (« Golden hand of Ladakh»), рассказывающую о мастере, который возглавляет лучшую школу ладакской храмовой живописи.
Книга продавалась в монастыре, и мы дружно ее купили. Отметив про себя полезность приобретения, и закрутившись в новых сюжетах Малого Тибета, я забыла о ней. И вот, спустя год, путешествуя по Ладаку с директором ИТЦ «Кайлаш» Светланой Пашой и знатоком тибетского буддизма Петром Быковым, эта книга «пришла» к нам вновь, открыла необыкновенный мир небольшого поселка Нимму и познакомила с выдающимся мастером – Падмой Шри Шри Тсерингом Вангдас Олтангом. А случилось это так.
Был октябрь месяц. В Малом Тибете туристический сезон завершился. В это время ночью температура понижается до минусовой отметки. В домах отопления нет и обогревается только одна комната, где собирается семья на ужин. Гостиницы и большая часть ресторанов в Лехе закрыты. И, потому, нам пришлось жить в небольшом поселке Нимму, в тридцати минутах от Леха, у моего друга Вангчука Ньяга. Вечером мы грелись вокруг газового обогревателя, а ночью мерзли под тяжелыми одеялами в холодных комнатах. Утром, к десяти часам, земля Ладака прогревалась ярким солнцем, и становилось жарко. Вангчук и его жена Тсеринг готовили прекрасную еду, и мы не зависели от ресторанов.
Как-то нас пригласил к себе в офис друг Вангчука, житель Нимму – господин Палжор. Он возглавляет Департамент культуры Ладака.
Это оказалось очень кстати, потому что целью нашего путешествия было исследование мест, связанных с легендами этой древней буддистской территории, а также с известными учителями Малого Тибета. Разговор с «культурным» чиновником не получался. Он очень настороженно реагировал на вопросы о Гессер хане, оракулах, царской семье. В это время молодая красивая женщина подала чай. Я внимательно всматривалась в такое знакомое лицо и вдруг поняла – чай нам подает Де Чен - одна из самых известных актрис Ладака! Я не удержалась от восклицания:
- Джулей! Я счастлива, что встретилась с Вами здесь! Спасибо за Ваше искусство!
И, обратившись, к господину Палжору, отметила, что часто бываю на фестивалях, которые проводятся в Ладаке в сентябре и всегда отмечаю, что Де Чен – самая красивая и талантливая актриса, которая выступает и в танцевальных программах, и участвует в спектакле, который ставится в царской дворце. Господин Палжор засиял гордостью и беседа оживилась. Чиновник рассказал об офисе, о своей работе, о фестивале, о родном поселке Нимму, о своем знаменитом отце – художнике, который расписал многие монастыри Ладака и чьи танки находятся в таких больших гонпах, как Спитук и Хемис. Он настоятельно рекомендовал его посетить, отметив, что отец хорошо знает легенды и истории Малого Тибета. На прощанье господин Палжор подарил нам свою книгу - «Золотая рука Ладака» (« Golden hand of Ladakh»). Так она вновь оказалась в моих руках.
С этой книгой наша команда отправилась в центр Друкпа, который находится недалеко от монастыря Шей. Именно там работал Тсеринг Вангдас со своими учениками, тоже известными художниками. Он расписывал основное здание центра.
Два года тому назад, в августе, я посещала этот монастырь с группой путешественников. В это время линия Друкпа праздновала свое восьмисотлетие.
Художник сидел под потолком главного храма и работал над одним из буддистских сюжетов росписи. Мы внимательно осмотрели храм и только после этого решили заговорить с мастером. Он не спустился вниз, и пришлось закидывать голову, искать его взгляд, напрягать голос. Но мы понимали, что разговариваем с мастером и уже пожилым человеком, тем более занятым таким великим делом! Мы спросили его о танках. Может ли мастер показать свои работы? Господин Тсеринг Вангдас пригласил нас к себе, домой, в поселок Нимму.
Это предложение нас очень обрадовало. Мы как раз жили в Нимму, и могли в любой момент посетить его. На ладакском языке название поселка звучит как «Сньимо». Когда-то жители деревни торговали своими продуктами с западным Тибетом. Но славился он своими людьми. Много известных художников, военных, лам родились здесь. Говорят, что это происходит оттого, что Нимму окружен священными горами. Здесь живет лучший астролог Ладака из семьи Теанг чанпа.
На следующий день, утром мы отправились к дому художника. Скромное двухэтажное строение говорило о том, что семья мастера была не богатой. И, действительно, из книги мы узнали, что Тсеринг Вангдас вышел из очень бедной семьи, которую называли «Олтангпа». Ее корни уходят в те времена, когда семья, не покладая рук трудилась на полях. Средств не хватало на приличное жилье, одежду и еду. Поэтому у мастера с детства не было возможности получить образование. Он с раннего детства помогал родителям в поле.
Как-то художник нашел линейку, испачканную в краске недалеко от местечка Тару, затем - старую кисть для рисования около монастыря Фьянг, а вскоре - красный камень в небольшом ручье. Для молодого человека эти находки предвещали хорошее будущее. Все это он спрятал в укромном месте. Позже старой костью и краской, сделанной из красного камня, Тсеринг Вангдас написал десять религиозных текстов. Один из них он продал своим соседям за пять рупий. Это была его первая работа, которая принесла ему небольшой доход и уверенность в том, что его ждет большое будущее.
«Твое прошлое – история, всегда надейся на свое лучшее будущее», как-то сказал Тсеринг Вангдас своему сыну.
Но учеба началась в 1959 году, когда Бакула Ринпоче - настоятель монастыря Спитук пригласил из Тибета большого мастера танки Дева Пассанга. Тсеринг Вангдас стал его учеником. С тех пор художник шел только этим путем. Постоянно учился, работал по двадцати одному часу в день, расписывал монастыри. Он считал себя не очень хорошим мастером и постоянно совершенствовался. В 1977 году к мастеру пришла известность. Он получил Национальный Приз Президента Индии за мастерство. С этого времени о художнике заговорили. В 1994 году он получил еще один приз от Академии искусства, культуры и языка по штату Джамму и Кашмир, а в 1999 году был награжден орденом Падмы Шри за большой вклад в искусство. Художника Падму Шри Шри Тсеринга Вангдаса Олтанга признали лучшим мастером, внесшим огромный вклад в развитие танковой живописи Ладака.
«Его работы – абсолютная медитация. Я уверен, такие люди, как Тсеринг Вангдас рождаются один раз в столетие. Он полагает, что является реакарнацией Манлы Дондупа – великого тибетского художника танки» (Тсеванг Палжор Олтанг).
Итак, мы отправились в гости к художнику. Он нас встретил на втором этаже своего дома. Маленькая мастерская была освещена солнцем. Но она была так мала, что уместиться вчетвером здесь было проблематично. Немного смутившись, мастер пригласил нас в большую гостиную. Сестра, которая помогает художнику, подала чай.
- Мы бы хотели посмотреть Ваши работы. Не часто приходится встречать таких больших мастеров! Хотелось бы приобрести одну из них, - начали мы разговор.
- У меня готова только одна работа, которую я могу продать. Остальные я собираю для будущего музея. Когда уйду из жизни – они будут представлять меня здесь, в родном поселке, - улыбнулся мастер и попросил сестру принести танку.
Мы развернули танку с изображением Будды. Луч света упал на полотно и танка засветилась. Мы не могли отвести взгляд! Как просто, какие нежные, неброские краски! Да, ладакский стиль – особенный. Цвета не бьют, а проникают, изображение не притягивает, а проходит через все твое существо. Мастер с удовольствием смотрел на нас. Затем, пригласил посмотреть другие танки, которые он хранит для будущего музея. Мы поднялись в молитвенную комнату.
Какое счастье соприкоснуться с произведениями искусства! Да, мастер оставит истинное наследие для будущих поколений Ладака! Затем мы пили опять чай, разговаривали об искусстве танки, о росписях монастырей, о Бакуле Ринпоче.
На прощанье, Падма Шри Шри Тсеринг Вангдас Олтанг подписал нам книгу «Золотая рука Ладака».
Эта книга находится в Информационно-туристическом центре «Кайлаш». Здесь же Вы можете посмотреть его танку.