Приехав в Аджанту, мы поняли, что это именно то место, которое находится под жестким контролем ЮНЕСКО. Вспомнили Хампи, и его постепенное движение в этом направлении, слова моего друга Паши ( http://www.kailash.ru/news2/news1116.html ) и попытались понять хорошо ли это – быть частью управляемого туристического потока. Здесь позвольте мне сделать небольшое отступление.
Индийский туристический офис совместно с ЮНЕСКО определили 15 исторических и архитектурных объектов на территории Индии, которые входят в мировое культурное наследие. К ним относятся: Фатехпур Сикри, гробница Хамаюна, Красный форт (понедельник - выходной), Форт Агра, Кутуб Минар, буддистские сооружения – Санчи, западная группа храмов Каджурахо, храм солнца – Канарк, пещеры Аджанты (понедельник – выходной), сооружения Чампанир, пещеры Эллоры (вторник – выходной), пещеры Элефанты (понедельник - выходной), группа храмов – Паттадакал, группа сооружений – Хампи, группа сооружений – Мамаллпурам (Махабалипурам).
Мы въехали на территорию комплекса и, заплатив 7 рупий, поставили машину на стоянку. А далее предстоял путь к специальным автобусам через кафе, магазинчики и многочисленные лавки, где туристы яростно атакуются продавцами. Другого пути нет! Приходится отбиваться чем только можно! Автобусы отходят от стоянки по мере заполнения. Стоимость проезда - еще 7 рупий. Через несколько минут автобусы подъезжают к главному офису буддистского комплекса. Серьезные служители молча показывают на кассу – 250 рупий с иностранцев... Да, конечно, мы заплатим и даже с удовольствием! Но почему все такие неприветливые? Мы же столько ехали, чтобы посмотреть легендарные пещеры! Я не выдерживаю и, обращаясь к молодым охранникам, восклицаю:
- Улыбнитесь! Мы же приехали к вам в гости! Почему ваши сердца так зачерствели от туристического потока! Лица служащих изменились, улыбка осветила глаза, и они уже с уважением и теплом показали нам направление, где находились пещеры. Огромная организованная толпа двигалась по дорожке вверх, затем стояла перед входом в самые известные пещеры, где сохранилась роспись, протекала мимо остальных, кричала и предлагала сфотографироваться на память. Но я уже не слышала какафонии звуков, не видела лиц, не реагировала на просьбы и вопросы. Я была внутри чуда, рядом с буддистскими паломниками и Буддой. Не обращая внимание на толпы туристов, сделала простирание, прочитала мантры.
Через несколько минут ко мне подошел служащий и, спросив, буддистска ли я, пригласил за ограждение, к огромной статуи Будды. Не знаю, сколько прошло времени, но когда мои глаза открылись, я не увидела ни одного человека. Служитель закрыл дверь в пещеру, дав мне возможность посидеть в одиночестве. Рядом с первыми двумя наиболее посещаемыми пещерами находятся несколько недостроенных. Одну из них я выбрала для уединения. Редкие посетители заглядывали во внутрь, но не найдя ничего примечательного, удалялись. Как хотелось провести здесь несколько дней! Но комплекс закрывался в пять тридцать вечера и, следуя жестким правилам организованного посещения охраняемых памятников культуры под руководством ЮНЕСКО, пришлось возвращаться назад, к автобусам, к шумной толпе и надоедливым продавцам, к машине и пыльному Аурангабаду. Что же осталось внутри? Разочарование? Нет! Раздражение? Ни в коем случае! Остался сердечный покой от соприкосновения с древним Знанием и чувство благодарности тому служителю, который позволил погрузиться в Пространство Будды.
Всегда можно найти возможность самореализации. И пусть чиновники от культуры дают ограниченное время для посещения подобных мест – с 9.00 до 17.30, его вполне хватает, чтобы почувствовать их значение для нынешнего Пространства и обменяться информацией для дальнейшего Сотрудничества.
Марина Филиппова из Аджанты (Махараштра, Индия)
|