Рикша – это очень древний вид транспорта, который используется и сегодня, но особенное распространение он имеет в странах Азии. Конструкция этого транспортного средства предельно проста: повозку (чаще всего двухколесную) за специальные оглобли тянет не лошадь, а человек (который тоже носит название рикши). Рикши могут быть как грузовыми, так и пассажирскими, но по понятным причинам, более двух, максимум трех, пассажиров такой транспорт за один рейс перевезти не может. Немного различаясь в конструкции, рикши были распространены по всему миру, так как были дешевле и паланкинов, требующих как минимум двух носильщиков, и конных экипажей. Но сегодня рикша, как транспортное средство имеет особый статус: если в Европе и Японии – это забава, экзотический элемент индустрии туризма, то в азиатских странах – это признак экономической отсталости. После Второй мировой войны использование рикш в качестве настоящего транспортного средства стали повсеместно запрещать. Калькутта – это единственный город в Индии, где рикши еще могут работать легально, но и здесь еще в 2005 году правительство Западной Бенгалии объявило о своем намерении полностью запретить использование рикш, что вызвало массовые протесты местных жителей.
Сегодня жители Калькутты, принадлежащие к среднему классу, часто нанимают рикш, чтобы те возили детей в школу, а взрослых на работу. Такое подобие семейного такси. Часто рикша, постоянно работающий для одной семьи, становится практически ее членом, и кроме денег получает семейное тепло, и заботу. Правда, при этом рикша практически лишен возможности видеться с собственной семьей, ради пропитания которой ему пришлось взяться за это тяжкое ремесло.
Во время дождя улицы Калькутты практически превращаются в реки. Поэтому у повозок рикш такие большие колеса – это позволяет защитить пассажиров от воды. Власти постоянно пытаются вытеснить рикш с рынка городского транспорта, организовывая систематические гонения против них. Выдача разрешений на труд рикши в штате Западная Бенгалия, к которому относится Калькутта, прекращено еще в 1945 г., с 1972 г. рикшам запретили появляться на главных улицах города, чтобы они не мешали движению автомобильного транспорта. В 1982 г. городские власти провели массовую конфискацию повозок рикш. Всего в ходе этой акции было уничтожено более 12 000 повозок. Власти пытаются убедить население, что сам вид рикши шокирует окружающих и уродует лицо города. Жаль только, что эти слова не могут дать людям хоть каких-то средств для пропитания, в то время как повозка рикши позволяет ему, хоть и очень скудно, кормить и себя, и свою семью.
Если рикша настолько беден, что вынужден работать босиком, то рано или поздно городские власти оштрафуют его. Это послужит ему еще одним напоминанием, что нужно срочно поправить свое материальное положение и лучше следить за своим внешним видом, чтобы не оскорблять взгляды благополучных горожан своим нищенским обликом. Если рикша попытается сократить себе путь и двинется против потока машин, он тоже немедленно будет оштрафован. Но все равно ряды рикш Калькутты постоянно пополняются за счет притока людей из штата Бихар, самого бедного штата Индии.
На этом снимке мы видим отдых рикш в одной из тесных квартирок на улице Алимуден, которую они снимают все вместе. Большинство из них – это жители беднейшего штата Индии Бихар, где они оставили свои семьи и подались в Калькутту на заработки. Из-за сильнейшей скученности и нищенских доходов они не могут перевезти сюда свои семьи.
Стараясь сэкономить побольше денег для своих семей, многие рикши живут либо в самых дешевых гостиницах-ночлежках, либо в так называемых дера. Дера – это особый комбинат, где совмещены гараж и ремонтная мастерская для повозок, а также спальня для водителей. Каждой дера управляет сардар. Месяц проживания в такой гостинице-мастерской обходится водителю рикши, примерно, в 100 рупий, что составляет 2,5 доллара. Обычно, сильному, здоровому водителю рикши удается заработать 100-150 рупий в день, из которых 20 он должен отдать за аренду повозки, а встреча с полицейским может обойтись ему еще в 75 рупий различных штрафов. Скудная жизнь и по-лошадиному тяжелая работа притупляют культурные противоречия: водители-мусульмане и водители-индуисты часто вынуждены ночевать в одной и той же дера.
По данным за 2008 год большую часть рикш Калькутты составляют приезжие из штата Бихар, который занимает первое место по бедности в Индии и третье по численности населения. Многие рикши настолько бедны, что не могут даже позволить себе провести ночь в дера или какой-нибудь ночлежке и вынуждены спать прямо на улице. Проживающие в дера составляют более-менее благополучную часть водителей рикш, ведь они могут позволить себе платить по 2,5 доллара в месяц за жилье, а если повезет, то и несколько раз в год повидаться со своими семьями. На этом снимке мы видим как раз эти редкие минуты радости, когда рикша имеет возможность повидаться с женой и ребенком.
Это уличное жилище калькуттского рикши неподалеку от храма богини Кали. 40 лет тому назад семья рикши Панкаем Пасма переехала из Бихара в Калькутту. До сих пор они жили в маленькой лачуге, но вот лишились и этого пристанища. Переселиться в дера им не по карману, поэтому приходится на улице не только работать, но и жить.
Проведенное в 2003 году исследование показало, что по уровню своих доходов рикши мало превосходят тряпичников или откровенных попрошаек. У этих людей, как правило, нет никакого образования и никакой собственности. И все же они как-то умудряются кормить себя и свои семьи с многочисленным потомством. На этом снимке братья Монгал Рай и Исна Рай играют вместе со своей младшей сестренкой Нандини Рай неподалеку от храма богини Кали.
Рикши, работающие на рынке, часто перевозят различные грузы. Это - такая своеобразная служба доставки, которая может работать в круглосуточном режиме. Часто владельцы многочисленных мелких лавочек и ресторанчиков пользуются их помощью для доставки товара. Даже отели Калькутты не гнушаются использовать услуги рикш. На этом снимке рикша как раз осуществляет поставку кур в один из отелей. Чтобы живой товар занимал меньше места и не разлетелся, куры связаны попарно и подвешены к повозке вниз головой. Все равно жить им остается совсем недолго.
Когда начинается сезон дождей, то вода полностью заливает улицы Калькутты, и центральная улица Шитаранджи-Стрит не исключение. Потоп продолжается с июня по сентябрь. Система дождевых стоков и дренажных каналов в городе далека от совершенства. У жителей Калькутты по этому поводу даже есть грустная шутка: "Наводнение начинается, даже если кошка на улице справит малую нужду”. Сезон дождей для рикш – это сезон заработка. Растет количество клиентов, растут цены на их услуги. Ведь по этим мутным рекам, в которые превращаются улицы города, могут проехать только их повозки на высоких колесах. В сезон дождей даже члены правительства, которые все остальное время, как могут, борются с рикшами и всячески стараются запретить их труд, пользуются их услугами вместо такси. Сегодня рикши принадлежат к беднейшим слоям населения Калькутты. Их ремесло подвергается нешуточным нападкам со стороны правительства. В августе 2005 коммунистическое правительство Западной Бенгалии объявило о своих планах полностью запретить рикшам заниматься извозом, что вызвало серьезные волнения и беспорядки. В 2006 глава правительства Западной Бенгалии Буддахадеб Бхаттачаржи заявил, что вскоре рикши будут полностью запрещены, а сами водители рикши реабилитированы. Но чтобы реализовать эти планы без потрясений и человеческих жертв, правительству придется каким-то образом срочно создать более 30000 рабочих мест.
http://svpressa.ru
|