ИНДИЯ

ВЬЕТНАМ


Территория Ладака относится к гималайской и трансгималайской Индии, иногда именуется также Индийским, Западным, или Малым Тибетом. Она включает, в свою очередь, ряд весьма четко очерченных районов, крупнейшим из которых является Ладакх – «страна нескольких перевалов» (la – перевал, dakh – несколько). Это расположенная на небольшой высоте (около 3300 м) котловина в долине р. Инд, ограниченная хр. Ладакх с северной стороны и хр. Занскар с южной. Ладак занимает второе место в мире после Тибета по количеству буддийских монастырей и ступ. В некоторых районах на одном квадратном километре можно встретить одновременно до 100 ступ. Буддизм стал широко распространяться в этом регионе приблизительно в 10-11 веках и некоторые монастыри, построенные в то время, сохранились в своем первозданном виде и поныне. Среди наиболее знаменитых монастырей можно выделить Алчи, построенный приблизительно 990 лет тому назад Ринчен Зангпо, Тиксе, Спитук, Хемис и др. Наиболее распространенными школами тибетского буддизма в Ладаке являются школы Гелуг и Дрикунг Кагью.


Столица Ладакха – г. Лех (Leh)


Является административным центром всего Индийского Тибета. Район включает в себя несколько относительно автономных долин: Шам и Жунь на р. Инд, густонаселенную долину р. Марха, с севера отделенную от долины Инда хребтом Сток, долину Карнак у подножия храма Занскар, и другие.

Лех был образован как центр торговли и место рынка одной из ветви Шелкового Пути. Здесь встречались караваны из Средней Азии, Тибета, Кашмира и Северной Индии (через долину Куллу). Здесь же останавливались паломники, следующие по местам буддистских и мусульманских святынь. Здесь построены великолепные храмы, где хранятся священные тексты. Здесь буддистские мантры смешиваются с мусульманскими молитвами. К сожалению 9-этажный княжеский дворец Намгияла был разрушен в 19 веке. Но его остов еще величественно возвышается над столицей.


Чогламсар

Рядом с рекой Инд, недалеко от центра Леха расположился живописный и зеленый район Чогламсар. Здесь находится резиденция Его Святейшества Далай Ламы, который часто посещает Ладак и дает публичные учения. По соседству с его резиденцией располагается очень большое поле, которое заполняться в это время ладакцами и гостями. Здесь собирается более ста тысяч человек.


В одном из своих выступлений Его Святейшество Далай Лама сказал, что ему особенно приятно посещать Ладак, поскольку эта территория больше других напоминает ему родину, покинутый им Тибет. Он отметил, что во многих буддийских монастырях Ладака сохраняется в неизменной чистоте учение Дхармы и он очень рад этому.

Бакула Ринпоче как-то отметил, что эта горная территория была благословлена многими выдающимися мастерами прошлого, например, такими, как Гуру Ринпоче и Наропа, что является крайне важным для всех практикующих буддистов. Это удивительно чистое место – маленький островок Тибета, – отмечают многие практикующие буддисты.


Монастырь Ламаюру


самый старый и самый загадочный Местная легенда повествует, что на месте долины, где расположился монастырь, было глубокое озеро. Один святой Нимагоу в глубоких молитвах просил помощи в построении монастыря на этом месте, и озеро исчезло. Самый первый храм был построен Ринчен Зангпо в 10 веке. Белые строения монастыря вырастают из бежевых и красновато-желтых отшлифованных ветром скал. Монастырь называют Янг-Дунг-Тхарпа Линг, что означает «Место свободы». Поражает служба в Ламаюру, когда в главном зале 200 лам творят службу перед огромной статуей одиннадцатиголовой и тысячерукой Аволокитешвары.



При слиянии рек Шиок и Инд, недалеко от Каргила и к западу от Леха живут люди, известные как Дрок-па. В расовом и культурном отношении они отличны от остальной части жителей Ладака. Их религия больше напоминает традицию Бон (первоначальную религию Тибета), тогда как все ладакцы – буддисты линии Махаяна. Есть и еще одна любопытная культурная особенность – они не только не едят мясо коровы, но и не принимают любой продукты от коровы, будь то молоко или творог, сыр, или простокваша. Их древние традиции и образ жизни частично сохранены в песнях и гимнах. Одна из них - описание охоты на козерога, который г является особенно священным. В гимнах вспоминается и другая история – перемещение народа из области Гилгит (Gilgit), что находился на западе Пакистане. Это произошло задолго до того, как Пакистан попал под влияние Ислама. Их язык, как говорят, является родственным тому, на котором говорят сейчас в Гилгите.

Внешний вид, головные уборы и украшения одежды представителей Дрок-Па явление – уникальное. Ладакцы в основном – монголоиды. Но этот народ имеет чисто арийскую внешность. Многие приписывают такую внешность влиянию армии Александра Македонского. Сегодня дрокпа насчитывает приблизительно две тысячи жителей, живущих в пяти деревнях.
Эти деревни можно посетить из монастыря Ламаюру.
Алчи Гомпа

Представляет собой комплекс из шести храмов, строительство которых началось в 11 веке. Этот монастырь представляет собой одно из важных культурных мест Ладака. Он представляет собой раннюю буддистскую культуру в кашмирских традициях и отличается от традиционного тибетского стиля. Последователь Ринчена Зангпо – кашмирский правитель Калдан Шесраб увлекся буддизмом и при его покровительстве был построено это уникальное сооружение. Росписи иногда так отличаются от традиционных тибетских, что кажется, что находишься во дворце могольского императора. 

Басго. Царский дворец и храмы Майтреи


Шпили разрушенных храмов и стен замка драматично смотрятся против синего неба. Басго – символ древней власти и славы, стоит на вершине горы. А внизу Инд входит в узкое ущелье, и шум воды слышен даже в храме Майтрейи, что возвышается над руинами. Расположенная приблизительно 14 км к западу от Леха, бывшая столица королей Ладака, была центром влияния в этой части Гималаев в 15-ых и 16-ых столетиях. Построил ее король Тсеванг Намгьял (Tsewang Namgyal). Он активно расширял границы Ладаха. Храмы в прекрасном состоянии, а руины дворца поражают воображение. Призраки все еще бродят по его улицам.

Внутри одного из храмов – двухэтажная высокая статуя Майтрейи с фресками, изображающими Тилопу, Наропу и Миларепу. Вы найдете также изящные тибетские и индийские изображения. Третий храм является меньшим и имеет тенденцию пробуждать больше любопытства из-за его захватывающих тантрических фресок – снова позади главного изображения - детализация сексуальной динамики монахов и богословия. В 2007, Азиатско-Тихоокеанское Отделение Наследия ЮНЕСКО проводило исследование в Комплексе Храма Maitreya в Basgo.
Жители Басго попросили им внести этот комплекс в Наследие ЮНЕСКО. Они предложили также помощь в восстановлении. Теперь здесь трудятся местные жители, которые не только «жертвуют» своим свободным временем, а также дают бесплатно материалы и собирают с окрестных деревень деньги. Басго становится первым памятником истории и культуры, который восстанавливается «всем миром».
Монастырь Ликир

Красиво расположен на холме в долине, окруженной красновато-желтыми горами, на вершинах которых долго еще белеет снег. Здесь очень уединенное место и достаточно немного туристов. Можно остаться один на один с прекрасной природой и мудростью Ладака.

Монастырь Спитук


На высокой горе, недалеко от Инда расположена ладакская святыня – монастырь Спитук.

Основанный в 11 веке принцем Оде он также известен как Петхуб – «достойное подражание», ведь по преданию Ринчен Зангпо, посетивший монастырь, предсказал, что здесь будет достойное подражания монастырское сообщество.

Самой древней частью Спитука, изначально созданного как монастырь религиозного течения Кадампа, однако впоследствии ставший монастырем Гелуг-па, является расположенный на вершине холма храм с образами божеств-покровителей Гонкханг.

В монастыре, хранятся различные реликвии, в числе которых танка, коллекции масок, оружия и изображение «Махакали». А в древнейшем храме Кали, расположившимся на самой вершине горы, где туристы могут выполнить цикл практики, посвященный восстановлению энергетического баланса в организме, хранится священное изображение Кали, которое открывается лишь один раз в два года, во время празднования традиционного январского фестиваля.

Один из главных событий монастыря – Фестиваль Густор (Gustor). Он проходит с 27-ого до 29-ого дня 11-ого Тибетского колендаря. Другие монастыри – Сток, Санкар и Сабу в Ладаке являются ветвями монастыря Спитук.
Последовательные перевоплощения Скьябсдж Бакалы Ринпоче служат должностными лицами всех этих монастырей.

Монастырь Фьянг


Недалеко от Нимму и приблизительно 22 км на запад от Леха расположен монастырь Фьянг. Принадлежит Красной Секте Буддизма. Он основан в 15-ом столетии Чосдж Данмой Канджой Драгпой во время короля правления короля Джамджанга Намгьяла. Фьянг также называют Таши Чосангом, что означает первое Учение в Ладаке. Монастырю служит последовательное перевоплощение Скьябдж Толдана Ринпоче. Множество святынь находится в комплексе монастыря. Другая привлекательность Фьянга – его 900-летний музей.
Фестиваль Tsedup проводится каждый год с 17-ого дня до 19-ого дня первого месяца Тибетского календаря. Монастырь также проводит Феситваль священных танцев на 2-ом и 3-ий из 6-ого месяца Тибетского календаря.

Памятники и монастыри рядом с Лехом

Монастырь Хемис


Хемис считается самым крупным, высокогорным и богатым монастырем в Ладаке. Его нельзя назвать самым красивым монастырем и сейчас он нуждается в некоторой реставрации. Но до сих пор Хемис поражает путешественников своими легендами и преданиями.
Гомпа была построена в 17 веке, и ее иногда называют Чанг Чуб Санг Линг, что в переводе означает «уединенное место Сострадания». Но еще в 13 веке на этом месте Сьялва Готсанг-па построил небольшой храм вокруг пещеры, где он проходил медитации. Современное здание гомпы было построено Намгьялом в 1620 году. Его не сразу можно увидеть со стороны дороги. Монастырь приютился в узкой долине среди гор на гряде Занскар. Гомпа открывается внезапно и поражает своей архитектурой.

Намгьял был рожден мусульманкой, но принял буддизм и стал распространять учение Будды на севере Индии. И, прежде всего, он построил монастырь, который украшали золотые статуи, возводил ступы с драгоценными камнями, некоторые из которых были привезены из Тибета. Построенный на сто лет позже Дворца Паталы в Лхасе, монастырь Хемис по своему богатству мог соперничать со знаменитой тибетской святыней.
Монастырь Хемис стал всемирно известен в связи с праздником, который проходит раз в 12 лет. Здесь хранится самая большая танка в мире. В Хемисе ежегодно в июне празднуют день рождение Падмы Самбхавы. Монастырь в Хемисе известен также легендой о пребывании в Гималаях Иисуса Христа. В 1890 году русский путешественник Николай Натович, путешествуя по Ладаку, сломал ноги, и его поместили в монастырь Хемис для оказания помощи. Он оставался в монастыре два месяца. Нотович обнаружил в библиотеке монастыря сочинения об Иссе, написанные на тибетском языке. Единого текста не было – разрозненные рассказы об Иссе входили в сборник различных по содержанию рукописей. С помощью одного из лам он выстроил их в хронологической последовательности. Как-то, копаясь в библиотеке Хемиса, он обнаружил древний манускрипт. Настоятель монастыря перевел ему текст, в котором описывалась неизвестная жизнь Иисуса Христа. Из этого текста Натович понял, что речь шла о том, что Христос посетил Синд, Раджгир, Банарас, Непал, Кашмир и Персию. Предания об Иссе, по словам ламы, были записаны в Индии на языке пали в середине 1 века н.э. со слов людей, видевших Иссу, когда последний жил в Индии и Непале, а также со слов индийских купцов, которые поддерживали торговые связи с Иерусалимом. Около 200 года палийские свитки привезли из Непала в Тибет. Впоследствии их перевели на тибетский язык в монастыре на горе Марбур близ Лхасы. В Хемисе хранились копии этих переводов. По возвращении в Париж он опубликовал книгу «Жизнь святого Иссы». Позже она была опубликована в 1894 году в Нью Йорке под названием «Неизвестная жизнь Иисуса».

Директор Музея Рерихов в Москве Л.В.Шапошникова утверждает, что Н.К. Рериху удалось обнаружить еще одну рукопись об Иссе. Отрывок из нее, помещенный в путевом дневнике, дополняет изданный Нотовичем текст. У Нотовича очень кратко говорится о пребывании Иссы в Гималаях и Тибете, в то время, как отрывок, приведенный Рерихом, целиком посвящен этому периоду. Легенды, легенды, легенды…

Монастырь Тикси
Расположен недалеко от Леха. Построен 800 лет тому назад. Внутри комплекса находятся десять храмов и небольшие домики для 60 лам. Поражает 15 метровая фигура Будды Майтрейи. Здесь же находится старейшее(565 лет назад) скульптурное изображение Будды и тантрическая роспись стен. С крыши двенадцатиэтажной гомпы можно увидеть широкую долину Инда.



Царский дворец в Стоке – последнее местопребывание царской династии Намгиялов. Сейчас здесь музей, где представлены старые коллекции царской посуды, корон, оружия и уздечек для яков. Сам дворец-крепость расположен около высокой гряды гор.
 
Длительные путешествия из Леха

Долина Нубра

считается наиболее красивой в Ладаке. Высокие горы и длинные ледники, песок и абрикосовые сады – все это делает эту долину неповторимой. Здесь Вы сможете увидеть высочайший пик Ладака Сасер Кангри (7670 м). Долина Нубра находится между горами Каракорама и Ладакским хребтом. Здесь расположены несколько монастырей.
Нужны специальные разрешения для посещения.


Озеро Tcоморири и Тсокар

Тсоморири или Озеро Морири (Moriri) – носит еще одно имя – Запас воды в заболоченном месте. Оно находится в округе Чангтанг (Changthang), что означает – «северные равнины». Это высокогорное озеро расположилось на высоте 4 595 м. и является самым «высотным» озером в пределах индийских Гималаев. Доступно озеро только летом.

Рядом находится еще одно озеро – Тсокар, что означает на местном языке - соленое озеро. До конца 1959 года здесь добывалась соль.

Нужны специальные разрешения для посещения.

Озеро Пангонг
Расположено на высоте приблизительно 4 250 м (13 900 футов) на границе с Тибетом. Длина его – 134 км, а ширина – 5 км. Само озеро на 1/3 принадлежит Ладаку (Индии), а на 2/3 – Тибету (Китаю).

«Непередаваемые ощущения!! Огромный восторг от этой красоты и гармонии! Разве можно приехать в Ладак и его не увидеть По красоте оно затмевает Цоморири. Вода, вроде, холодная, но тут же привыкаешь, она как будто становится температуры твоего тела. Сама вода плотная и слегка солоноватая. Умывая лицо, руки, шею, чувствуешь огромный прилив сил».

Нужны специальные разрешения для посещения.


Монастырь Такток
Такток (Takthok – монастырь с потолком скалы) в деревне Сакти(Sakti), можно посетить по дороге на озеро Пангонг или на обратном пути. Он находится на расстоянии приблизительно 46 км от к востоку от Леха. Это – единственный монастырь, принадлежащий секте Нингма-Па (Nying-ma-pa). Гуру Падма Самбхава посетил это место и благословил его в 8-ом столетии. Здесь расположена пещера Падмы Самбхавы, где он
жил и размышлял в течение трех лет.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ




Copyright Филиппова Марина © 2024
Бесплатный хостинг uCoz