ИНДИЯ

ВЬЕТНАМ

Главная » 2014 » Октябрь » 1 » Свадьба Випина в традиции раджпутских гади
01:03
Свадьба Випина в традиции раджпутских гади

Приехали по делам, а оказались в центре свадьбы. Да еще какой! Свадьба раджпутских гади....

Когда-то я публиковала статью о моем друге Кару, чье полное имя звучит так - Онкар Синх Нерия. Статья была написана давно и я только начинала дружить с самим Кару и его семьей. В разговоре он себя назвал пастухом, царем и воином. Эту статью я не могу найти, но в ближайшее время восстановлю и дополню. Она во мне звучит... Каждый раз, приезжая в Дхарамсалу, я тут же бегу отмечаться у Кару и его многочисленных родственников - Марина приехала! Это и моя семья, потому что все заботятся не только обо мне, но и о моих детях, если они находятся здесь, в Гималаях, о друзьях и путешественниках, которые приезжают со мной. И Кару мне ближе родного брата. Гималайские индийцы любят просто так и ценят дружбу и помощь. И я не помню, чтобы кто-нибудь сделал больно мне или моим близким словом или делом. И это за 18 лет! И вот мы приехали в Дхарамсалу по делам, а попали на свадьбу близкого родственника (племянника) Кару, уважительно - Джи (Кару джи). Известные музыканты уже играли на своих традиционных инструментах под навесом перед домом, где собрались первые ближайшие родственники, для начала лишь человек двести, не больше! Жена Кару и его племянница раздавали легкие закуски: тушенные овощи, бутуры, дал, раджму... Все были одеты скромно, по-домашнему. Свадьба только готовилась.

Молодой и, надо сказать, красивый пуджари был готов начинать пуджу - подготовку молодого человека к свадьбе. Но никто не торопился. Все мирно общались, пили чай, закусывали, мужчины выпивали вдали от женских и детских глаз. На фото- пуджари. 

Отец юноши и один из родственников носили дрова для пуджи-ягьи, которая должна была начаться в одной из комнат большого дома. Их сразу можно было узнать по свадебному венку, сделанному из десятирупиевых купюр. Эти венки дарят ближайшие родственники. Для свадеб подобные украшения делают сами и деньги настоящие. 

Наш друг Кару знакомил со всеми закоулками свадебного дела. Это - святая святых, кухня, где готовят блюда приглашенные лучшие повара только на огне и в специальных старых котлах. Надо обязательно следовать этому правилу, чтобы показать богам - традиции почитаются испокон веку. Кару рассказывал о традициях приготовления пищи в этом помещении. Только на большие праздники члены его большой семьи пользуются этой кухней и старинной утварью. 

А эта фотография очень интересна. Давайте разберем этот портрет Онкара Синх Нерия - Кару джи с точки зрения этнографии. На голове у Кару надета шапочка. Это - не традиционная кулийская шапочка, а киннаурская. Именно такие шапки носят жители долины Киннаур, . и именно такие головные уборы прибыли из Киннаура в Брахмур и Чамбу. Наш дорогой Кару - потомок раджпутского клана, который в начале 16 века бежал из Раджастана от завоевания Моголов и поселился в Брахмуре. Чуть позже клан переселился в долину Кангра, где уже с 6 века жили и правили раджпуты из клана Каточ. Вот почему иногда мы называем Кару - царем. «Раджпут» — санскритское словосочетание «раджа путра», что означает «сын царя» или «сын раджи». Так как Онкар Синх Нерия - потомок раджпутских князей, то и две сережки из чистого золота в ушах - обязательное украшение всех мужчин этой семьи. На шапке находится интересное украшение - золотая с изумрудом брошь, а в ней заколоты перья монала. Эта птица стала символом штата Химачал Прадеш. Когда-то на монала могли охотиться только представители княжеских родов и носить украшения из перьев тоже могли только князья и их родственники. Здесь наш друг Онкар Синх Нерия - представитель раджпутского клана, то есть потомок раджей.

Путешествуем дальше по свадьбе Випина в традиции раджпутских гади. Почему раджпутских - мы уже выяснили ниже. А вот о гади (пастухах) разговор пойдет чуть позже. Мы взбираемся на самую крышу, где спрятались под отдельный клубный тент молодые и средних лет мужчины, чтобы не беспокоить и не нервировать женщин большим количеством выпитого, и пообщаться друг с другом по-мужски. В отдельной комнате собираются старейшины. Они тоже выпивают и ведут неторопливую беседу о политике и бизнесе

Вокруг гостей все время суетились молодые люди - это друзья жениха, которые помогали в организации этого пышного мероприятия, а также младший брат. Надо сказать, что у него все время было восторженное и довольное лицо. Он был счастлив! И никакого раздражения или усталости. Хотя суетился без перерыва этот молодой человек уже второй день! Мы еще с ним будем встречаться и даже еле-еле узнаем в одном из интересных персонажей традиционной церемонии торжественного выхода жениха. Прошу заметить, что он не бритый. Это очень важное замечание!

И,конечно, какая свадьба без детей, которых так любят в Индии! Они везде, разные, не очень громкие: все-таки ответственное и взрослое дело - свадьба, девочки очень нарядные и стеснительные. Так положено! Замужние женщины из рода раджпутов, которые обосновались в горных районах долины Кангра должны стесняться и закрывать лицо дупатой (широким легким шарфом). А девочки и девушки должны этому учиться. Эта традиция прошла из Раджастана, где эти кланы жили столетиями. Эта особенность до сих пор сохранилась и в Гималаях, и в Раджастане. 

Начинается ягья - огненный ритуал. Огонь разводится прямо в комнате. Молодой человек - жених, заросший щетиной и какой-то измученный сидит около огня, рядом его младший брат, с которым мы уже познакомились. Жених и его брат соблюдали пост, не брились, молились. Молодой человек - Випин должен быть полностью очищен перед свадебным обрядом. Сейчас делается ягья соединения через Агни с Шивой. И молодой человек должен стать частью Шивы. Рядом - все его очень близкие родственники. Они помогают, участвуют, дают свою энергию рода. 

В то время, как шла пуджа и мужчины рода Нерия по очереди садились около огня, пуджари и жениха, музыканты не переставали развлекать присутствующих национальными мелодиями, а женщины обменивались впечатлениями в специальной комнате "для гималайских цветов".


На свадьбе в традиции раджпутских гади в Багсунатхе наступает кульминационный момент. Жених в результате ягьи и соединения с Шивой приобретает форму Шивы и уходит из дома. Он должен понять - нужно ли ему жениться, или он станет аскетом, садху и посвятит себя Богу. Все женщины рода его провожают. В суму, которая надета через плечо они кладут зерна, небольшие деньги и фрукты - в дальнюю дорогу. У юноши - лук и стрелы. Он уходит в дремучий лес. Так когда-то было. А сейчас Випин уходит недалеко, чисто символично делает пять - десять шагов. Опускает лук в воду и делает вид, что стреляет. Затем возвращается в комнату. Хождения проходят три раза. 

Свадьба Випина в традиции раджпутских гади. Индия, Гималаи, долина Кангра, Бугсунатх. После ритуала ухода из дома, юноша выбирает жизнь мужа, отца и хозяина дома, то есть решает жениться. Перед тем как одеться в традиционную одежду жениха и приступить ко второй части первого дня свадьбы, близкие родственники молодого человека совершают обряд расставания с прежней жизнью.

Интернет плохо работает сегодня. В Дхарамсале идут дожди. Все никак не может успокоиться муссон... Грозы, прохладно и мокро. Но о свадьбе я все-таки попробую закончить свое повествование. Настало время переодеваний и украшательства. Молодые женщины надели сари и драгоценности, мужчины - костюмы, а сестра жениха украшала его в течение часа.

И вот он - чистый, бритый жених Випин, одетый по традиции раджпутских гади, царей-пастухов и воинов. Обосновавшись здесь, в долине Кангра, умные раджпуты смекнули, что соединившись со свободными и необразованными пастухами, они приобретут и власть, и уважение, и земли. Юноши стали выбирать себе девушек только из семей пастухов. Так образовался новый клан - раджпутские гади. Итак, юноша, одетый в мужскую длинную юбку (девушка надевает более короткую и широкую юбку), очень веселенький верх (даже не понятно что это - то ли рубашка, то ли накидка), в высоком кокошнике встает на скамейку для того, чтобы показать всем какой он высокий и красивый, и что готов соединить в себе женскую энергию, то есть жениться. А рядом, как символ пастухов. находится тот самый младший брат, с которым мы уже знакомы, в традиционной повседневной одежде гади. Начинается прием подарков и денежных венков.

На этом "первая часть Марлезонского балета" была закончена и свадьба, спустя 5 часов покатила по Багсунатху в дом невесты. Жених и кое-кто из гостей медленно ехали на традиционно украшенной машине по дороге, впереди - танцевали женщины, играли музыканты, шли мужчины - ближайшие родственники в сиреневых чалмах. Шли долго... А дом невесты был совсем рядом!

Марина Филиппова и Валерий Гаркалн. Индия. Долина Кангра. Багсунагх. 

Категория: Люди Индии. Долина Кангра | Просмотров: 496 | Добавил: mashalotus | Теги: Индия, Гималаи, Свадьба | Рейтинг: 0.0/0
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ




Copyright Филиппова Марина © 2018
Бесплатный хостинг uCoz