Долина Куллу славится своими шалями. Мы изучали местное производство, сравнивали орнаменты шалей Куллу с российскими вышивками и карпатскими узорами. Много пересечений!
Ткацкие станки стоят повсюду в долине Куллу. Есть небольшие фабрики и крупные производства. В деревнях женщины ткут красивые пату - гималайские сари, в которых ходят и зимой, и летом.
Шали долины Куллу.
Мужчины тоже занимаются ткачеством.
Жительница долины Куллу в пату.
Наш замечательный проводник, консультант по пуджам, член известной семьи брахманов храма Трипура Сундри - Биту Шарма. Группа дала ему имя - Би 2 (Би-ту).
В долине Куллу было много встреч. Мы заходили в дома жителей Наггара, Куллу, деревень, знакомились с их образом жизни. Посещали сокрытые от туристов места. Место Индры, Брахмы, Вишну и Шивы в Наггаре. Его очень трудно найти. Разгадать символы, которые находятся в храмах тоже трудно.
Рядом с местом Индры живет интересный молодой человек - Ринку. Он из простой семьи, но с детства мечтал стать врачом. Обучение стоит в Индии дорого, поэтому он решил научиться в Ашраме Вишну Деви акупунктуре. Сейчас Ринку помогает больным встать на ноги и рисует Шиву, который ему помогает во всем.
Всех поразила встреча с Бабой, который уже долгие годы живет в Вашиште - рядом с храмом Шивы. Мы долго у него сидели, пили чай и беседовали с ним и его гостями.
Много лет тому назад он приехал в Индию из Таиланда и стал служить Шиве. Ему 62 года и его девиз - 0 (ноль). Ноль - это сила! Это все и ничего... - говорит Баба
Мы его прозвали бамбуковым бабой, потому что у него рядом всегда есть стебель бамбука.
Около одного из сакральных храмов Нагара, также посвященным Дурге, мы встретили еще одного странника. Этот Баба был добрейшим, как Дед Мороз. Он не ожидал нас увидеть, немного смутился, когда мы начали его фотографировать и когда мы подошли к нему и представились, он одарил нас сахарным песком, который был в его дорожной сумке. Мы назвали его «Сахарный Баба». Когда мы подошли к храму, он нас окликнул, и подарил каждому рудракшу, которая висела у него на шее. Из высушенных плодов рудракши изготавливают четки — рудракша-джапа-мала. В сморщенной оболочке плода при этом видят несколько (обычно пять) лиц, отчего каждое из 108 зёрен чёток символизирует Шиву.
Сколько встреч произошло за это время! Сколько лиц, и какие улыбки были нам подарены! Люди Гималаев… сами встречи и соприкосновение с их культурой, быту, доброте – являются мощным источником силы. «Уже прошло 16 лет, как я знаю Сванлату, она уже бабушка, но все еще является самой красивой женщиной Нагара!» (Марина Филиппова)
А какое лицо у этой юной ученицы колледжа им Е.И.Рерих!
И, конечно, фотографии на память о замечательных, таких теплых и красивых женщинах Наггара!
Автор – Марина Филиппова
Фото - Валерий Гаркалн, Марина Филиппова, Алексей Антонов
Продолжение следует…
|