Мы отправились в Такцанг-Лхаканг рано утром, Монастырь находится примерно в 10 км к северу от города, но дорога к нему занимает достаточно много времени. Часть группы первую половину пути решила подняться на гималайских понях. Надо сказать, ощущения сильнейшие! Пони шли по кромке тропы и казалось, что они норовят сбросить седоков в пропасть. Потому, следующий отрезок пути, который пришлось преодолевать пешком, мне показался раем! Нам надо было успеть до закрытия монастыря (13.00 до 14.00) не торопясь все осмотреть, сделать пуджу и помедитировать в одном из самых сильных мест Бутана. Такцанг-лхаканг – “гнездо тигрицы”, самый знаменитый монастырь Бутана и одно из самых священных мест страны. На фото: первая половина пути.
Название “Такцанг” переводится как “гнездо тигрицы”, и этому есть объяснение. Монастырь был построен в 1692 году в пещере, в которой в 7 веке медитировал Гуру Ринпоче. По легенде Гуру Ринпоче прилетел сюда, сидя верхом на тигрице, и медитировал 3 года 3 месяца 3 дня и 3 часа, чтобы победить живущих в пещере демонов. С тех пор пещера считается священной, и многие тибетские святые и известные буддийские практики приходили в Такцанг медитировать. Среди них был Миларепа, Пха Дампа Сангье, тибетская йогиня Мачиг Лабдрон, Тангтонг Гьялпо.
Известно о восьми пещерах на территории Такцанга; четыре из них относительно доступны. Та пещера, в которую вошёл Падмасабхава сразу же после полёта на тигрице, называется Тхолу Пхук. Другая, в которой он долгое время жил и медитировал – Пел Пхук. Падмасабхава указал духовно просветлённым монахам строить монастырь именно в том месте; и в монастыре до сих пор помнят его слова: «это будет держаться на склоне горы, похожей на геккона».
Пещера открыта один раз в год, на фестиваль в честь Гуру Ринпоче. На территории. где стоят монастырские здания фотографировать запрещено и все сумки сдаются в специальную камеру хранения.
На обратном пути произошла встреча... На доске написано: Пещера льва. Здесь Еше Цогьял практиковала Ваджракилая. Ваджракилая (Vajrakilaya) - гневное божество, представляющее сострадание и мудрость, помогает сконцентрировать ум в медитации, относится к гневным божествам медитации, считается гневным проявлением Будды Амогхасиддхи. Он – один из главных йидамов Школы Ньингма. Еше Цогьял была супругой Гуру Ринпоче и многие годы практиковала рядом с ним и достигла его уровня просветления. Некоторые школы тибетского буддизма признают ее - женщиной Буддой.
Первая половина спуска из монастыря закончилась прекрасным ланчем, быстрой дорогой, прекрасной погодой, ощущением легкости и молодого задора! Но уже прекрасный Паро дзонг "дался" с трудом - навалилась усталость. А вечером, при свете костра был концерт. Шестой день завершился
Последний, седьмой день пребывания в Бутане. На сердце и грусть, и радость расставания. Нет ни минуты разочарования, ни секунды раздражения, ни дня суеты или недовольства. Такое ровное, спокойное состояние удовлетворения, как будто бы сделала какое-то очень важное дело и надо идти дальше с приобретенным опытом. В Гималаях такое часто испытываешь. Надо отметить, что купив бутанскую бумагу, сделанную ручным способом, мы попросили ламу написать на ней мантру Падма Самбхавы: Oṃ Āh Hūṃ Vajra Guru Padma Siddhi Hūṃ. Лама пришел вечером в нашу гостиницу. Традиционных бутанских чернил в магазине в тот вечер мы не нашли, но купили краски и кисточки.Лама долго сидел над листами бумаги, а затем попросил взять все это в монастырь, где бы он ночью все написал, а утром, во время пуджи, мы бы все осветили. Тогда мы еще не знали, что лама, приглашенный нашим великолепным гидом - Еше, был настоятелем одного из самых старых монастырей тибетской традиции в Бутане! Ранним утром мы отправились в монастырь Кьичу Лхакханг, который основал царь Тибета Сонгцен Гампо в 7 веке.
Монастырь Кьичу Лхакханг в Паро. Раннее утро, дым печки и мандариновое дерево. Нас встречали монахи и настоятель монастыря, который рассказал интересную легенду. Всю территорию Тибета и Гималаев когда-то закрывала лежащая на ней гигантская демоница, мешая тем самым распространению буддизма. Чтобы её победить, царь Сонгцен Гампо приказал построить 108 монастырей, пригвоздив к земле все части её тела. 12 из них строились в соответствии с точными расчётами. В самом центре стоял храм Дхоканг в Лхасе. Далее три группы из четырёх монастырей на определённом расстоянии охватывали различные части тела. Монастырь Кьичу-лакханг входил в четвёрку самых удалённых и соответствовал подошве демоницы. Монастырь Джамбей Лхакханг в Бумтанге соответствовал колену демоницы.
Затем была пуджа, освещение всех купленных религиозных предметов в Бутане и мантры Падма Самбхавы, написанной на листах бумаги ручной работы. В конце пуджи в монастыре возникла суета, появилась полиция и пришла группа монахов. Они заняли весь небольшой основной молитвенный зал и началась большая пуджа. Оказывается, в этот день, члены царской семьи должны были посетить этот монастырь и заказали также пуджу.
Ну что же! Хорошее завершение путешествия! Без проблем, как-то по-домашнему, мы вылетели из тесной долины реки Паро, окруженной вершинами-пятитысячниками и во второй раз почувствовали, почему этот аэропорт считается одним из сложнейших и опаснейших на планете. А через некоторое время под нами открылась Канченджанга!
|