Легенда первая. Так она рассказывается в долине Куллу
Очень прошу указывать автора при копировании материала на свои сайты.
У великого мудреца риши Джамадагни была прекрасная жена Ренука. И родила она сына – Парашурама. Не простой это был сын, а шестое воплощение бога Вишну. Очень гордился Парашурама своим отцом и все время говорил ему о своей любви и уважении. Так часто он высказывал свое почтение, что его отец решил проверить, так ли это. После очередной фразы о любви, Джамадагни спросил сына:
- А любишь ли ты меня так сильно, что выполнишь любое мое пожелание?
- Конечно, отец, я готов на любые испытания, потому как ценю твою мудрость и восхищаюсь тобой!
- Тогда убей своим топором мою жену и свою мать Ренуку!
Надо сказать, что с топором Парашурама не расставался. Недаром он получил имя свое. «Парас» – камень, а «пашан» – топор. Этим каменным топором отрубил голову Ренуке ее сын. Мудрец похвалил Парашурама и сказал такие слова:
- Вижу, что ты предан мне и не пожалел даже своей матери! Так ты будешь поступать со всеми своими врагами. А теперь – проси, что хочешь! Я выполню любую твою просьбу.
- Лишь одного хочу я, дорогой отец, - промолвил сын, утирая кровь матери с топора, -0 оживи Ренуку, свою жену. И я не буду страдать от невинно пролитой крови!
Делать нечего, мудрец выполнил свое обещание. Озеро Ренука, что находится в штате Химачал Прадеш, названо в честь матери Парашурама, и каждый год здесь проходит фестиваль, связанный с этим событием. Сейчас он посвящен материнской любви к своим сыновьям.
А Парашурама чуть позже доказал силу своего топора. Он уничтожил всех кшатриев, утверждая главенство брахманов-мудрецов.
Легенда вторая.
Когда-то, давным-давно, сын Брахмы и бог Дакша пригласил всех на царскую ягью. Во дворец пришли многие мудрецы, ученые и рассказчики. Собралась изысканная публика. Дочь раджи, прекрасная Сати, не могла найти в толпе приглашенных своего божественного супруга – Шиву.
- Великий царь, – обратилась она к отцу, - почему мой небесный супруг не посетил твоей дворец, или он не хочет унизить себя мирскими делами?
- Это я не хочу его видеть здесь, - воскликнул властелин гор, - он твой «небесный» супруг водит дружбу с дикими зверями, его верный помощник – вонючий бык, всегда с ним, даже ночью. От него пахнет загоном для скота! А здесь собралась такая публика… И везде разлит сладкий аромат благовоний. Да и характер у твоего мужа не очень гладкий. Может и разрушить что-нибудь здесь, в моем прекрасном дворце, коли не по нраву придется ему ягья. Сати, моя любимая дочь, ему здесь нет места!
Услышав эти слова, Сати бросилась в священный огонь, зажжённый во дворце и сгорела. Вот тут и пришла очередь огорчаться Шиве. А он был страшен во гневе. Взяв останки своей жены на трезубец, великий разрушитель носился вокруг земли, заставляя реки поворачиваться вспять, а воды морей покрывать сушу. Материки сдвинулись и опять разомкнулись, а подземный огонь вырывался из земли и воды. Бог Вишну – хранитель Вселенной, узрев с высот своих какое безобразие творится на земле, решил спасти остатки человечества и саму планету. Видя горе безутешного Шивы, Вишну не стал обращаться к нему с просьбами. Он взял свое знаменитое оружие – сударшана чакру и стал отрывать части тела Сати с трезубца Шивы. Туда, куда упали части сгоревшей Сати, сейчас священные места.
Недалеко от Куллу есть поселок Нирманд. Легенды говорят, что туда упала голова. Потому дословный перевод «нирманд» означат – «без головы». Но многие знатоки рассказывают, что в этом месте приносились человеческие жертвы, потому оно и названо – место, где лишаются голов. Сами же жители называют свой поселок Нармандом, что означает – высокий интеллект или умную голову. Может быть умные головы и отрубали в этих местах? Кто знает! Гималаи сохранили лишь легенды, а индийские историки не любят упоминать реальные события, связанные с человеческими жертвоприношениями.
Что же, безутешный Шива остался один? Вскоре, увидев, что тела жены нет на трезубце, бессмертный бог успокоился. Его жена вскоре переродилась у отца – Химавата, владыки гор, который олицетворял Гималаи и которого они могла уважать. Парвати снова стала женой Шивы.
Легенда третья.
В деревне Нирманд стоит храм Деви Амбике и с этим храмом связана еще одна ужасная легенда, которая продолжает историю семьи Ренуки и ее мудреца мужа.
Однажды раджа Картавирья охотился один в дремучих лесах. Запозднившись, он решил остановиться на ночь вдали от своего дворца и многочисленных слуг. По воле случая недалеко от этого места стоял ашрам великого риши Джамадагни. И мудрец, увидев царя, пригласил его в гости. Высказав почтение царскому величеству, угостив обедом, риши завел с ним разговор. Раджа был потрясен мудростью и глубокими познаниями Джамадагни. Но особенно его заинтересовала корова, с которой мудрец не расставался. Раджа спросил о секрете такого общения и тот уклончиво объяснил царю, что вся его мудрость и все знания проходят через благословение этого священного животного. Как же захотел Картавирья быть его владельцем! Он умолял риши, требовал, просил и приказывал. Но Джамадагни наотрез отказывался расстаться с любимицей и приятной собеседницей.
Раджа ушел, но возвратился со своей дружиной. И когда мудрец находился в глубокой медитации, Картавьрья его убил, а корову взял с собой. Жена риши, прекрасная Ренука, узнав о смерти мужа двадцать один раз ударила себя в грудь, показывая свое горе и страдание. Возвратившись из священного похода ее сын Парашурама был готов на подвиги. Он "трижды по семь раз очищал землю от кшатриев, наполнив их кровью пять озер», так говорится в «Махабхарае». Парашурама следовал священной клятве, данной матери. А свою силу пополнял в специальных медитациях, которым научил его отец – мудрец Джамадагни. Место, где могучий сын Ренуки готовился для следующих подвигов, сейчас отмечено храмом Деви Амбики. Сейчас здесь находится большая серебряная статуя победителя кшатриев, и только раз в двенадцать лет, на фестиваль Бхунда, статую выносят на свет. Мудрецы говорят, что она обладает большой воинственной силой. Потому, брахманы не рискуют лишний раз беспокоить святого, но грозного война.
|