ИНДИЯ

ВЬЕТНАМ

Главная » Статьи » Открытая Азия » 20 лет в Гималаях

Легенды о Малане, верхние деревни Наггара и риши Джамадагни

Дорогие друзья! Статья публикуется впервые. Очень прошу указывать автора при копировании материала на свои сайты. 

 Многие путешественники, которые жили в Наггаре и бродили по верхним деревням, встречались с простыми строениями-храмами, посвященными одному из семи великих мудрецов-риши Джамадагни или Джамлу.  В долине Куллу многие местные жители расскажут легенды об одном из саптариши («семь мудрецов, сыновей бога Брахмы, рождённые из его ума). Я же попробую в этой публикации осветить самые популярные. 

Риши Джамадагни - отец Парашурамы, шестого воплощения Вишну, был потомком мудреца Бхригу, одного из Праджапати, созданного Брахмой. История рождения Джамадагни чудесна и любопытна. О ней можно прочитать в многочисленных публикациях. А сказания о Джамадагни, Парашураме и Ренуке я уже описывала в одной из публикаций (http://marina-india.ru/publ/otkrytaja_azija/20_let_v_gimalajakh/uzhasnye_legendy_gimalajskikh_dolin/55-1-0-201).  Здесь мне бы хотелось рассказать о легендах, которые рассказывают о появлении риши в долине Куллу. 

На высоте более трех тысяч метров над уровнем моря, в штате Химачал Прадеш, не так далеко от Наггара,  находится деревня Малана, также известная как деревня табу (запретов). Здесь нельзя прикасаться не только к храмам, но и к некоторым деревьям и камням. Штраф - 1000 рупий.

Малана расположена в красивой зеленой долине, с видом на пик Деотиба и перевал Чандрахани, который отделяет ее от долины Куллу. Деревня Малана считается одной из старейших демократий в мире. О Малане я писала в ряде публикаций (http://kailash.ru/c001/374.html) . Хорошо организованной парламентской и примитивной системой правосудия руководит риши Джамадагни, или Джамлу. Здесь находится святыня - храм, посвященный Джамлу Девте. Именно в этом храме хранились бесценные деревенские артефакты, фамильные ценности, драгоценности, золото и старинные изделия из металла. Это место известно также производством гашиша, который извлекается из каннабиса (конопли) и путешествует по Индии, а также в другие страны мира. Это производство является основным источником дохода для маланцев.

1.
Происхождение Маланы и ее уникальных традиций объясняется вмешательством риши Джамадагни. Известный английский исследователь и публицист полковник Альфред Фредерик Полок Харкорт (1835–1910) в одной из своих работ отмечал:  "Смутная легенда, которая распространена в долине приписывает формирование деревни герою или богу Джамлу -  псевдоним риши Джамадагни. Но это - мифическая личность. Согласно легенде, в древние времена, ракшас, по имени Дану или Банасур правили областью, которая расположена высоко в горах, в районе перевала Чандракани. Во время его правления народ, проживающий в деревнях, подвергался гонениям, жестокости обращения и угнетению. Люди хотели освободиться от жестокого ракшаса. Они молились местным божествам, но те не могли помочь людям. Слишком силен был Дану!  Но боги сказали людям,  что только большая сила, идущая с севера, может спасти их от террора. И люди пошли на север искать эту силу, которая может дать освобождение. По пути, в Хамте они встретились с риши. Жители деревень молили и просили риши спасти от ракшаса. И Джамадагни принял их просьбу и направился к деревням, которые находились высоко в горах.  И было сражение между риши и ракшасом. Победа риши была бесспорна. Еще бы, ведь ему достался лук Вишну!  Ракшаса принял свое поражение и заверил риши, что он покидает верхние деревни, в том числе и Малану навсегда. Но перед его уходом, Дану попросил сохранить что-то существенное в память о его правлении. И Джамадагни  принял его просьбу, заверив его, что люди в Малане будут говорить на его диалекте, т. е. на  «канаши», который до сих пор существует именно в Малане

2.
Индийский исследователь, историк Д.Г. Кхосла в одной из своих публикаций, посвященных Гималаям, приводит следующую легенду. «Много, много лет назад, так давно, что некому уже помнить, Джамлу, божественный мудрец перешел  перевал Хамта верхом на белом коне. Он вез с собой большое количество фигур богов в сундуке. Риши решил отдохнуть на перевале Чандракани. Сильный порыв ветра открыл сундук, и фигуры богов рассыпались по склонам.  Джамлу начал спускаться по крутому склону, пока не достиг широкой долины, покрытой травой. Это место очень понравилось риши и он основал республику Малана». О некоторых традициях республиканского правления я писала в публикациях (http://marina-india.ru/publ/indija/istorii/kak_malancy_vybirajut_sebe_paru/8-1-0-210 )

3.

А это -  еще одна легенда. В конце Трета-юги (вторая из четырёх юг, или эпох, в индуистском временном цикле, которая следует за Сатья-югой - эпохой совершенной нравственности, и предшествует Двапара-юге) бог Шива собрал восемьдесят четыре божества и сказал им, что не хочет оставаться больше на Земле. Божества, в свою очередь спросили Шиву – а кто же будет защищать богов в его отсутствие?  Господь Шива так ответил: «Кто-нибудь из вас должен отвечать за безопасность богов. Но вы должны выбрать сами своего ведущего».  Риши Джамадагни стал «председателем» всех богов и взял на себя ответственность за их безопасность. Он хотел остановиться в лесу под перевалом Рашол (Rashol Pass). Но здесь жил в форме змеи гигант ракшаса. Он был такой сильный, что мог убить любого в мгновение ока. И, конечно, его  боялись и люди, и боги. Когда Риши Джамадагни со своими товарищами-мудрецами прибыл на место, гигант схватил всех и бросил в большой котел, поставил его на огонь, чтобы приготовить «вкусный» обед.  Риши Джамадагни превратил всех мудрецов в муравьев, и они выползли их котла. Сам риши остался. Когда гигант снял крышку, он был потрясен, что все, кроме риши Джамдагни исчезли. И гигант испугался силы риши и попросил не убивать его, а сделать слугой. Риши поставил гиганта между двумя гималайскими кедрами и благословил его, а также за это решение пообещал наградить его тем, что жители этой области будут говорить на диалекте канаши, то есть на том языке, который говорил ракшаса.  

4.

Уместно здесь отметить, что г-н Хауэлл утверждал, что бог Джамлу
пришел из Бхотанта (Бутана или Тибета) , а также возможно из Китая или даже с территории , рядом с озером Мансаровар.  Кстати, это интересный комментарий о тибетском происхождении людей Маланы, которые утверждают, что они ученики и воплощения бога Джамлу. Тем более, что у них совершенно иная внешность.  

5.

Есть и еще одна легенда, которая повествуется cэром Дензилом Чарльз Ибетсоном (1847 –1908), который был администратором в Британской Индии, а также сэром Эдвардом Дуглас Маклаганом (1864 – 1952) -  авторами многих исследований, связанных с Пенджабом и Гималаями.  «Существует одна легенда, которая гласит, что пришла группа охотников в долину Малана, и, съев пищу на том месте, где сейчас находится храм, они пошли на охоту. Обломки хлеба, оставленные ими, проросли и дали урожай кукурузы. Когда они возвратились и увидели это чудо, охотники решили, что местное божество взяло их под свою защиту. Они остались и основали деревню Малана. 

6.

И, наконец, одна из самых интересных легенд Маланы рассказывает такую теорию. Некоторые из солдат дезертировали из армии Александра Македонского при его походе в Индию. Они заблудились и случайно попали в тихое поселение, находящееся высоко в горах. Солдаты были тепло приняты женщинами-селянками. Изображение резьбы  солдат в необычной одежде и вооружении на некоторых старых строениях поддерживает этот миф.  Потому как индийские солдаты носили только поясное вооружение, а также иную одежду. А интересные традиции демократии в Малане также используются некоторыми исследователями для подтверждения этой теории.

7.

А вот как рассказывает греческую историю Маланы Мехк Чакраборти в одной из недавних публикаций о Малане в "BBC travel". 

Легенда гласит, что некоторые воины из армии Александра Македонского укрылись в этой изолированной деревне в 326 году до н. э. после того, как были ранены в битве против Поруса, правителя Пенджаба. Этих солдат часто называют предками маланского народа. В деревне были найдены артефакты того периода, например меч, который, как сообщается местными жителями, находится внутри храма. Однако генетические связи с солдатами не изучены и не установлены. На самом деле, многие из местных жителей, с которыми я говорил, понятия не имели, как возник этот миф.

"Большое утверждение о том, что маланский народ произошел от солдат армии Александра Македонского, стало общепринятой истиной, но я не нашел реальных доказательств этому. Вероятно, есть некоторое оружие и другие вещи. И может быть они будут найдены и обнаружат связь. Но я уверен, что нет никаких доказательств этой истории”, - сказал Амлан Датта, режиссер, который провел десятилетие, работая в Малане.

Мехк Чакраборти: «Даже добраться до Маланы было путешествием в неизвестность. В деревне нет автомобильных дорог, и мне потребовалось около четырех часов, чтобы добраться туда из деревни Яри в нижней части долины Парвати. Подход был тяжелым, но захватывающим дух. Когда я начал встречать маланских жителей, заметил, что они отличаются светло-каштановыми волосами, светло- карими глазами, длинными носами и отчетливым пшеничным или золотисто-коричневым цветом кожи.  Большинство из них были одеты в традиционно светло-коричневые одежды, шапки и ботинки из конопли. Для меня они выглядели более средиземноморскими, чем химачальскими.

Сколько бы не было легенд о происхождении Маланы, легенда о риши Джамадагни, или Джамлу до сих пор главенствует в долине Куллу и Парвати.  Джамадагни является также главным божеством не только Маланы, но и многих верхних деревень, а также всегда присутствует на божественных «сходках». От него зависит окончательное решение того или иного сложного вопроса. В одной из публикаций я рассказала историю «Боги долины Куллу против Альфреда Форда (http://marina-india.ru/publ/indija/istorii/indijskaja_ehpopeja_popechitelja_fonda_quot_ford_motors_kompani_quot/8-1-0-48), где описала один из таких случаев. 

Фото - Jenny Matthews/Alamy; Sauriêl Creative | Samantha Leigh Scholl/Alamy, Kushal Walia 



Источник: http://"History Of The Panjab Hill States Vol. 2" ; http://www.bbc.com/travel/story/
Категория: 20 лет в Гималаях | Добавил: mashalotus (27.11.2018) | Автор: Марина Филиппова (Марина-Индия)
Просмотров: 41 | Теги: Малана, Индия, Гималаи, долина Куллу, Гималаи Марина Филиппова, Наггар | Рейтинг: 0.0/0
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ




Copyright Филиппова Марина © 2018
Бесплатный хостинг uCoz