ИНДИЯ

ВЬЕТНАМ

Главная » Статьи » Индия » Тибетская религия Бон

Индия. Беседы о Боне. Часть 4. Начало практик в бонском монастыре




Итак, Андрей возвратился в Менри спустя год. И пришлось сразу окунуться в непонимание – он совершенно не говорил по-английски. Мне предстояло покинуть своего друга. Я отправилась в Ладак. Там находится гостиница, за которой приходиться следить. Да и собралась группа моих друзей, которые каждый год путешествуют по Малому Тибету. Так что Андрей один включался в процесс обучения. Была ранняя осень. Настоятель в это время находился в монастыре. Спустя три недели я приехала в Менри, и вечерами мой друг рассказывал о своей жизни. Мне было интересно все. Как его встретили, какой распорядок дня в монастыре, что он делает и как он обходится без английского языка.
Приехав в Менри рано утром, Андрей сразу попал на завтрак. В гостинице, где живут гости и практиканты, завтрак начинается в 7 часов 30 минут. Обычно подают одно яйцо, чапати (лепешку), масло, джем, чай с молоком. Заведует гостиницей шустрый монах Дондуп. Узнав, что Ринпоче сейчас в монастыре, мой друг попросил его проводить в резиденцию. Но тот сказал:
- Иди один!
Тех иностранцев, которые приехали в первый раз обычно  кто-то сопровождает.


 

- И как ты решился пойти один? – удивленно спрашивала я, - ты же языка не знаешь!
-  Купил кхадак (белый шарф) в монастырском магазине и пошёл к Ринпоче. Перед встречей  сильно волновался, так как прошло чуть больше года со времени первой встречи. Этот год для меня был не простым, и  какой будет эта встреча, я не знал. К тому же, год назад Настоятель монастыря сказал мне выполнять практики  - Гуру Йогу и Бодхичиту, обязательно учить английский. Ничего из этого я не делал, в силу обстоятельств, отчасти от лени и моего внутреннего убеждения, что все эти практики -  бесполезная трата времени и сил, и мне они не нужны.  Потому что вот такой я, "необыкновенный"… И раз Ринпоче в мой первый приезд сказал -  приезжай, то значит я и в самом деле какой-то особенный, и сейчас со мной будут заниматься как-то особенно.  Вот такие были у меня мысли. И это ещё далеко не все о собственном величии и значимости.

Надо сказать, что такие речи прежде я не слышала от Андрея. Он  изменился с тех пор, как приехал в Менри. Но что-то его беспокоило, чем-то он был недоволен. Поэтому я пыталась выяснить причину издалека.

 

- Но Ринпоче узнал тебя? Обрадовался?
- Подойдя к дверям резиденции, где живёт Ринпоче, собрался немного с мыслями и, решив зайти внутрь, открыл дверь.  Навстречу мне выходил Ринпоче.  Он видимо собрался куда-то идти. Увидев меня, улыбнулся.  Я поздоровался и как-то объяснил ему, что вернулся. Его Святейшество пригласил меня внутрь, где принял кхадак и повязал красную верёвочку, затем жестом показал на выход.  Надо сказать, Настоятель  ежедневно делает обход монастыря,  иногда  один, иногда Его сопровождает кто-то из монахов, помогая нести зонт в жаркие и дождливые дни. В этот раз Ринпоче видимо решил делать обход монастыря один. Взяв меня за руку в области запястья (у меня было ощущение, что он проверял мой пульс),  начал что-то спрашивать, пока мы шли к строящемуся зданию Йога – ступы. Но я ничего толком понять не мог.  Он замолчал, затем через некоторое время начал повторять одну и ту же фразу на английском языке, смотря, как я реагирую. Поняв, что Рипноче говорит это для меня, я начал её повторять. Затем через некоторое время Ринпоче начал повторять другую фразу тоже на английском. Я повторял, как мог. Смысл фраз был очень простой -  "Мы говорим сейчас по-английски".  Вторую я не помню.  Моё знание английского языка на тот момент было на нуле. Сколько времени продолжалась прогулка? Может быть около получаса, или  больше. Около гостиницы Ринпоче что-то сказал и  жестом показал мне иди, мол – пора обедать.

Да, без знания английского языка трудно начинать заниматься практиками в Индии. А что делать? Учить язык в России? Не всегда получается, особенно, если считать половину своей жизни, что он не пригодится. Андрей родился и вырос в маленьком селе,  в Пермском крае.  Ну, какой там английский! Путешествуя с группами и друзьями по Индостану и странам Азии, я всегда удивлялась, как мало у нас людей, которые хоть немного говорят на языке Туманного Альбиона. Многие, кто изучал английский язык в школе, имеют какой-то блок в голове и не могут его преодолеть. Но некоторые, спустя несколько дней  овладевают языком жестов, начинают понимать собеседника по его мимики лица, при этом, говоря исключительно на русском языке. Незнание иностранных языков делает их в чужой стране внимательными, чуткими, способствует дальнейшему развитию интуиции, развивает дар предвидения. Именно к таким людям относится Андрей. Но, несмотря на эту легкость в общении и, казалось, отсутствие комплексов, он все-таки на первых порах испытывал некоторое разочарование.

 

- Что было на первых этапах самым сложным для тебя? Я вижу, что не все пока гладко проходит в процессе обучения.
- Такой была первая встреча,  после которой у меня были смутные чувства. В гостинице в это время жили человек пять: американская пара, поляк, голландка и я. Поляка звали Бартош и он говорил на русском языке. Поэтому я не был выключен из общения. К тому же голландка оказалась знакомой -  мы с ней встречались в первый приезд, год назад. Американская пара тоже встретила меня хорошо

Надо сказать, что за всё время пребывания Андрея в Менри, как в Индии, так и Непале, ему приходилось общаться с людьми из разных стран. Подавляющее большинство иностранцев очень доброжелательны, охотно общаются и идут  на контакт.  Если нужна помощь, то оказывают ее  без проблем.

На следующий день, я опять встретился с Ринпоче и Бартош, который в этот момент был рядом, помог мне в разговоре. Настоятель монастыря сказал:  "Ты хочешь практик -  иди и разговаривай с Геше Сонамам если он согласиться учить тебя, пусть учит". Это было не очень приятно! Как отрезвляющий  и очень холодный душ! Правда,  я сразу пошёл к геше Сонаму и спросил его -  будет ли он меня учить. Он сказал - да.


 

- А кто такой Геше Сонам?
-  На тот момент я не знал что «геше» -  это аналог европейской научной степени доктора наук.

Монахи, которые обучаются в монастыре Менри, берут религиозный обет. Они обучаются в традиции доктрины Бонпо и живут в соответствии с монастырскими правилами. Если они соблюдают свои обязанности, то монастырь им предоставляет обед, чай и суп. Одежду они покупают сами. 15-летнй курс образования монахов завершается экзаменами. После экзаменов монахам присваивается звание - Геше. Первая группа монахов закончила цикл обучения в 1986 году. Их специализация включает: монашескую дисциплину (сутра), историю Бон, ритуалы, тантру, диалектику, логику, мудрые тексты, базовые ступени внутреннего прогресса, философию серединного пути, космологию, метафизику, монастырские дисциплины, тантру, историю, поэзию, астрологию, астрономию, тибетскую грамматику, искусство (Танка, Мандала, Торма, Намка) и Дзогчен. Некоторые геше направляются в докторантуру по теме религии в западные университеты.

Моё самолюбие было задето очень сильно. У всех иностранцев учитель – Ринпоче,  а меня отправили к некоему геше по имени Сонам.…После этого я предупредил всех, что буду практиковать русский секретный метод, который подходит только для русских, поэтому на обеды ходить не буду.
- А что такое «русский секретный метод»? Я что-то не знаю такой практики!
- Пошёл в деревню, купил рома и пил два дня в одиночестве в своей комнате, даже хотел уехать. Чего только не думал на второй день практики "русского секретного метода",  то бишь пьянки. Понял -  ехать мне больше некуда, искать нечего.  Это -  конечная точка. И это то, что я искал. Раз приехал и знаю, куда и зачем, нужно взять себя в руки.
- Да, серьезное испытание.… А как же ты пил в монастыре? Ведь там все на виду. Тебе никто ничего не говорил?
- Когда «отошел» и вышел к людям,  как ни странно, все меня поняли. Никто ничего не сказал,  даже косо никто не посмотрел! Большое всем за это спасибо! Но самое серьезное испытание было еще впереди.


 

- Вот тут-то мы подходим к началу практик, как я понимаю!
- Да, Геше Сонам сказал мне купить четки и на следующее утро подойти к Ринпоче на утреннее благословение водой (вотер блесс). Его Святейшество должен благословить их и после этого Геше даст мне мантру.  На следующее утро пошёл на утренний вотер – блесс.

Утро в монастыре начинается с молитвы. Затем - завтрак, который начинается в шесть утра. После завтрака все монахи бегут на перегонки к резиденции настоятеля для благословения. В 6.30 здесь проводится «вотер блес» (благословение водой).
Первый прибежавший монах подает кувшин с водой Ринпоче. Остальные встают в очередь и по одному подходят к настоятелю, делают поклон и подставляют ладони. Его Святейшество одним движением наливает воду в ладони и на голову. Надо отметить, что Ринпоче готовит воду с утра, «заряжает» ее. Сначала читает молитвы, а затем кладет в воду можжевельник, который является очистителем. Иностранцы, которые проходят практики в монастыре, а надо сказать, что сюда приезжает много людей из разных стран мира, также благословляются водой, стоя в одной очереди с монахами. После благословения, монахи идут во внутренний дворик, который находится позади главного храма, и начинают диспуты. Практикующие иностранцы идут на завтрак, который подается в 7.30 утра в столовой при гостинице.



 
Ринпоче благословил чётки и меня, наверное, и после завтрака геше Сонам дал мне первую практику - Гуру Йога, которую нужно повторить 100000 раз, делая кору вокруг храма.  Для меня, надо сказать, ходить с чётками, да ещё вокруг храма, было что-то запредельное! Потому как, бывая в церкви, я никогда не крестился и не кланялся, а к служителям культа относился свысока, а тут ещё вокруг храма ходить! Возле храма поначалу я ходить не стал. Учить мантру начал в комнате. Но в душе всё кипело -  вот тебе и приехал!  За целый день я так и не смог выучить четырех строк. На следующий день пошёл дождь, мантра не училась, внутри всё кипело…. Но, видимо, какое-то стремление было.  И я решил, что лучший способ - это небольшой экстрим. Ведь нет времени думать о своёй уникальности и всякой ерунде -  дождь, однако! Хочешь, не хочешь, а придётся учить мантру. Сказано - сделано. Босиком, под дождём, пошел к храму и начал учить мантру.


 
В это время в храме шла учеба монахов.  Смотрели они на меня очень странно. Хотя Ринпоче, увидев меня, заулыбался, показал на мои ноги. В общем, я понял - он был немного удивлён. В итоге, мантру я выучил  за час иди полтора.  Первый раз за все время я был рад!  После обеда в порыве энтузиазма решил продолжить "подвиги". Походя немного вокруг храма, понял что-то не так. Вроде и мантру помню, но почему-то слова меняются местами. И понять не могу - что такое происходит. Вскоре увидел Ринпоче. Он смотрел уже не так радостно. Тут до меня дошло,  что всё хорошо в меру. Так начиналась моя учёба в Менри.

Продолжение следует…

Марина Филиппова

Материал о Бонпо в Индии читайте в разделе - Тибетская религия Бон. Общая информация.



Источник: http://Марина Филиппова
Категория: Тибетская религия Бон | Добавил: mashalotus (16.06.2010) | Автор: Марина Филиппова
Просмотров: 698 | Теги: Бон, Марина Филиппова, Тибетская религия, Андрей Кононов, Индия, Менри, Бонпо | Рейтинг: 0.0/0
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ




Copyright Филиппова Марина © 2018
Бесплатный хостинг uCoz