Деревенька Неоли находится недалеко от города Куллу. «Неоли» на местном диалекте пахари означает маленькую мышку. И действительно много в этих местах симпатичных, бежевого цвета зверьков, которые не беспокоят жителей, а мирно соседствуют с ними, изредка наведываясь в гости в холодное время года. Известна деревня Неоли старым храмом Шивы. Раз в год, в августе на площадке рядом с храмом разворачивается действие, которое уходит своими корнями в глубокое прошлое.
Мелу в Неоли можно разделить на четыре части: встреча богов, обрядовая часть, «хел» – разговор с богом и сама ярмарка. Утром в гости к Шиве приходит его давний друг – один из божественных Нагов. Он часто посещает деревню Неоли. Дружба двух богов длится не одно столетие. На Душеру они приходят вместе и делят свое временное пристанище – шатер на двоих. Огромный Шива редко покидает родной храм, а маленький Наг часто путешествует по всей долине, потому всегда по дороге забегает к своему другу поделиться впечатлениями и новостями. Но один раз в год его приглашают в деревню Неоли на Мелу специально для участия в древнем ведическом обряде.
После встречи двух богов, многочисленных поклонов, обмена торжественными ритмами, все следуют на площадку в центре деревни. Здесь будет разворачиваться главное действие праздника. Основные исполнители обряда на Меле в Неоли – семья гуров. Они являются голосами бога Шивы. Отец и четыре сына, обнаженные по пояс, с распущенными длинными волосами встают в центр круга, образованного барабанщиками и некоторыми жителями деревни. Основная часть зрителей, как местных, так и приглашенных сидят поодаль. Барабанщики начинают медленно отбивать ритм. Гуры становятся парами и двигаются по кругу в плавном танце, периодически поглаживая свои волосы и, взмахивая рукой, как это делают девушки в русском хороводе. Затем, один из гуров отделяется, берет нож и танцует отдельно. После прохождения круга, он меняет нож на большую цепь и уже с ней проходит этот круг второй раз. Вдруг барабаны начинают звучать громче и ритм убыстряется. Танцовщик с цепью подходит к молодой женщине, накидывает на ее шею цепь и подводит к носилкам с богами. Из плошки, которую держит пуджари бога Шивы, он вытаскивает уголек и закладывает его за пояс. Держа женщину за шею, гур подводит ее к одному из барабанщиков. Подается нож, с которым танцевал исполнитель обряда. Гур свободной рукой оттягивает кожу в области живота, где остался след от горящего угля. Один из служителей ножом на барабане протыкает его кожу. Появление крови на барабане считается завершением одной из части обряда. Гуру повязывают красную ленту на поясе, и он отпускает женщину. Но обряд продолжается. Каждый молодой гур проделывает подобные действия с той только разницей, что цепью ловятся разные люди – старик, мальчик, старая женщина. Наступает очередь отца-гура. В центр круга вносят большую охапку крапивы. Старик, подрагивая, стоит перед богами и ему преподносят этот букет. Гур начинает стегать свое тело крапивой, подпрыгивая, раскачиваясь и издавая возгласы то ли удовольствия, то ли боли.
В этот момент нам вспомнился «Травник», который был написан в 17 веке в России. Есть там некоторые рекомендации для очищения души и тела. Так, например, в одной из глав сказано, что если Вы очень загрязнились нехорошими поступками – надо сходить в баню, но перед этим обязательно отстегать себя крапивой. Но отец-гур не только очищал себя, но и разбрасывал жгучие листы в толпу людей, окруживших место совершения обряда, а барабанщикам закладывал стебли растения за воротник.
Мы встречались с мнением некоторых исследователей традиций и обычаев долины Куллу, которые утверждали, что племена ариев приносили в жертву своим богам пленников из завоеванных местных племен. Обряд, который мы наблюдали в деревне Неоли, очень напоминал человеческие жертвоприношения, которые, вероятно, совершались на этой территории в древние времена. А крапива? Являлось ли это растение очистителем души и тела? Пока мы не нашли ответ на этот вопрос. Но после завершения второй, драматической части Мелы, гуры собрались на возвышении, и начался хел – общение через Бога. А это требует определенной чистоты духа.
В хеле участвовали два гура – отец и старший сын. К ним подсаживались люди и задавали вопросы, которые не смогли решить сами. Только со сложными проблемами жители Неоли и близлежащих деревень обращаются к Богу через его посредников. Гуры прослушивали каждого просящего колоколом, как доктора – стетоскопом, затем насыпали в колокол зерно, водили по нему рукой, высыпали часть в ладони служителей Шивы и божественного Нагаю Проводя рукой по длинным волосам гур, закатив глаза, задавал короткие вопросы, опять проводил одной рукой по волосам, а другой держал колокол, который вибрировал по мере того, как приходили ответы. Удовлетворенные общением с богом жители давали небольшое вознаграждение, а взамен получали несколько зерен из колокола. Когда поток сложных проблем иссяк, гуры подошли к носилкам с богами и поблагодарили Шиву и Нага за сотрудничество. А довольные жители Неоли разбрелись по небольшой ярмарке. Для них началась последняя часть праздника, которая будет длиться до самого вечера.
Фото - Валерий Гаркалн
|