Фестиваль Нага-Панчами в Индии празднуют на пятый (панч = пять) день первой, или светлой, половины лунного месяца Шравана, отвечающего обыкновенно нашим августу и сентябрю. В этом году он отмечался в понедельник 23 июля. Очень эмоциональный фестиваль, как в прочем, почти все фестивали в Индии. В этот день поклоняются богу Шиве, который держит на своей шее змею.
Этот праздник связан со змеями, и в некоторых частях Индии верующие поклоняются живой кобре или ее изображениям. По традиции в этот день замужние молодые женщины посещают свои родные дома, чтобы вместе со своей семьей отпраздновать Нага-Панчами. В деревнях обязательным ритуалом для молодых женщин является раскачивание на качелях, которые вешают на ветвях деревьев.
Как возник этот ритуал в Индии? Обратимся к Ведам и древнему эпосу "Махабхарата". У бога Брахмы был сын Кашьяпа. В эпосе «Махабхарата» и более поздних источниках сообщается о женитьбе Кашьяпы на 13 (иногда 8, 10 или 21) дочерях бога Дакши. Именно от этого брака, по преданиям, произошли все живые существа. От одной из его жен произошли наги - змееподобные существа. Исследователи древней индуистской мифологии считают, что наги были тотемом одного из древних племен, которое называлось – нагами. Племя было сильное и могущественное. Поэтому культ сохранился до сих пор. Согласно Ведам и другим священным писаниям, бог Кришна завоевал одного из могущественных Нагов - Кали и положил конец его темным и злым делам.
С Нагами связана и долина Катманду в Непале. Считается, что долина Катманду раньше была обширным озером. Когда люди начали осушать озеро, чтобы сделать пространство пригодным для жизни Наг пришел в ярость. Чтобы защитить себя от гнева Нага, люди сотворили алтари нагам и поклонялись им, таким образом восстановив гармонию.
Наги имеют большое значение в джайнизме и буддизме. Им приписывают божественные качества. Считается, что кобра спасла жизнь Будды. Во время фестиваля Нага- Панчами непальцы традиционно рисуют изображения нагов над дверью, чтобы отразить злых духов. Они возносят молитвы нагам и помещают молоко и мед там, где змеи могут ими полакомиться. В Непале этот праздник тоже празднуется с большим энтузиазмом.
В южной Индии праздник проходит с особым размахом. В этот день замужние женщины и девочки просыпаются рано утром, принимают ванну, готовят все необходимое для пуджи (службы) и приходят к тому месту, где живут кобры. Они ставят молоко и молятся о здоровье своих братьев. Если рядом кобры не живут, то молитвы совершают перед статуями змей, установленными в храмах. Часть молока, которое использовали для службы, индусы приносят домой и дают всем своим близким в качестве прасада (освященной еды). Они приглашают своих братьев в дом, погружают цветов в оставшееся молоко и выливают его на спину, молясь и возжигая огонь и благовония. Все родственники дарят друг другу подарки.
Фотография - Pratima Singh
|