Может быть, индийские гости научат нас любить русские традиции? Хранительница огня
Изображение прекрасной Лакшми, богини процветания, счастья и красоты, на импровизированном алтаре, плоды, мед и светильники перед ним, зажженные свечи и лампы по всей комнате, дети, женщины и мужчины, сидящие на полу и стоящие со сложенными молитвенно руками, монотонный речитатив санскритских молитв…
У ног богини красоты
Индийские гости рассказывают любопытствующим русским об одном из самых любимых в их стране праздников – «празднике огней», именуемом Дивали. Сюжетная основа его – возвращение легендарного Рамы домой после 14-летнего отсутствия, после победы над злым Раваной. Символика – победа света над тьмой. В Индии это дорогой сердцу семейный праздник – ради него в этот день даже биржа в Дели работает лишь час, любезно рассказывает Раджарам Сваминатан, руководитель группы наблюдения ВМС Индии. Пламя объединяет
Все происходящее вызывает живой интерес приглашенных на праздник северодвинцев. И вот кто-то произносит: «Смотри, молятся, а ходят свободно – не как у нас!» В самом деле, ходят свободно – дети и те немногие взрослые, кому это нужно. И в самом деле, у нас все по-другому. К нашему стыду и сожалению. У нас, современных русских, человек, знающий хотя бы две-три народные песни или отмечающий православные праздники так, как подобает их отмечать, обычно вызывает немалое удивление большинства окружающих. А уж чтобы русский человек XXI века дома надел национальную одежду - это что-то из жанра фантастики. Бенгальские огни, между прочим, родом из Индии!
Вслед за нашими гостями, а ныне – хозяевами торжества выходим на улицу. Спустя несколько минут в небе расцветают огни фейерверка, а в руках празднующих зажигаются бенгальские огни. Это кульминация Дивали, за этим последует традиционный индийский ужин, на который приглашают и русских гостей. А я почему-то ловлю себя на зависти к индийцам.
Праздничное настроение
Кто знает, может, мы тянемся к нашим гостям с Востока не только потому, что нам интересны их верования и обряды, но и потому, что в их жизни мы видим то, чего нам так недостает, - верности живой, не музейной, не сценической родной традиции? Традиции, вовсе не тормозящей модернизацию, а лишь укрепляющей то самое народное единство, о котором мы так много говорим в начале ноября? Хотелось бы надеяться.
Станислав ЗЕЛЯНИН
http://www.vdvsn.ru
|