Духовный лидер тибетского буддизма намерен оставить политику в 2011 году
Несмотря на глубокое уважение к Далай-ламе, тибетцы все чаще задумываются о вооруженном противостоянии с китайскими властями. Далай-лама XIV готов снять с себя обязанности политического лидера Тибетского правительства в изгнании. После 50 лет противостояния с китайским коммунистическим правительством духовный лидер намерен оставить административные обязанности и сосредоточиться на буддистском учении. Ожидается, что после его ухода власть над десятками тысяч иммигрировавших в Индию тибетцев возьмут в руки сторонники жесткой борьбы за автономию Тибета, что погрузит этот район Китая в пучину гражданской войны. 23 ноября официальный представитель Далай-ламы XIV Тэнцзин Такла подтвердил, что духовный лидер последователей тибетского буддизма и Нобелевский лауреат в 2011 году обратится к своему парламенту с просьбой снять с него политические полномочия. Религия важнее политики
Такла подчеркнул, что Далай-лама не может отказаться от духовного сана— поскольку в буддизме считается, что каждый Далай-лама с рождения является воплощением одной из ипостасей Бодхисаттвы (полубога) Авалокитешвары.
В данном случае речь идет об административных обязанностях духовного лидера, включая обращение к парламенту Тибетского правительства в изгнании и подписание политических резолюций. Впервые Далай-лама заявил о своем решении оставить административный пост в 2001 году, и с тех пор он «находится в полупансионом положении», добавил его представитель журналистам. Однако в последние несколько месяцев его желание уйти на покой стало сильнее, и в начале 2011 года он спросит мнение у парламента. Тибетское правительство в изгнании более 50 лет представляет интересы тибетского народа из индийского города Дхарамсала. Все это время Далай-лама настаивает на том, чтобы китайские власти передали Тибету— родине одного из самых аскетичных буддистских течений— полную автономию в границах КНР. Духовный лидер также настаивает, чтобы борьба за автономию Тибета велась исключительно мирными средствами. Эта политика получила название «срединного пути». Компартия Китая в свою очередь называют Далай-ламу и его соратников опасными сепаратистами, проводя политику ассимиляции тибетского этноса в этом горном районе и подавляя там любые акции протеста. Из-за дипломатического давления китайских властей ряд стран отказывается принимать у себя Далай-ламу и его союзников. В число этих стран входит и Россия. Истоки конфликта
Далай-лама с 1959 года управляет тибетскими буддистами в изгнании (на фотографии молодой духовный лидер в центре, в черных одеждах) Источник: chushigangdruk.ca Конфликт между последователями Далай-ламы и КНР начался в 1950-е годы, когда войска, недавно созданного коммунистического китайского государства начали проникновение в Тибет. 20 марта 1959 года недовольные китайской экспансией тибетцы подняли восстание в Лхасе, которым воспользовалась армия Китая для полномасштабной оккупации региона. В результате китайская армия вынудила Далай-ламу покинуть свою резиденцию и бежать в Индию. За лидером тибетского буддизма последовало более 80 тыс. тибетцев. Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо стал первым Далай-ламой, который покинул Тибет. Считаясь перевоплощением буддийского полубога Бодхисаттвы Авалокитешвары, он до сих пор является одним из авторитетнейших лидеров мирового буддизма. Ныне он возглавляет так называемое Тибетское правительство в изгнании, которое находится в индийском городке Дхарамсала в Гималаях.
В 1989 году Далай-лама XIV получил Нобелевскую премию мира - за мирное, но твердое противостояние коммунистическому режиму КНР Источник: сайт нобелевского комитета Молодые наступают
«Решение Далай-ламы уйти на покой не означает, что он прекратит политическую борьбу,— добавил Тэнцзин Такла.— Он всегда останется лидером тибетского народа - несмотря ни на что». Впрочем, власть Далай-ламы над более молодыми политическими силами внутри Тибетского правительства в изгнании ставится под сомнение уже второй год. Главным ударом по авторитету духовного лидера стало широкое совещание, состоявшееся с 17 по 22 ноября 2008 года в Дхарамсале. В нем приняло участие около 500 тибетских лидеров и их последователей. Тогда стало ясно, что молодое поколение буддизма линии Далай-ламы уверено: их лидер должен быть жестче в отношениях с Пекином. Кроме того, среди противников «срединного пути» нашлось немало активистов, которые готовы начать вооруженное сопротивление китайской оккупации. Кровавая годовщина
Поводом к усилению критики «срединного пути» стал кровавый разгон тибетских демонстраций, которые прокатились по Лхасе в марте 2008 года. Тибетцы организовали эту акцию в честь годовщины Лхасского восстания 1959 года. Китайские и тибетские данные традиционно расходятся насчет числа жертв (китайские государственные СМИ называют тибетских активистов уничтоженными террористами). Пекин утверждает, что погибли несколько десятков человек. Тибетское правительство в изгнании утверждает, что несколько сотен.
Демонстрации в Лхасе китайские военные подавляют быстро и жестко Источник: asianews.it В марте 2009 года Далай-лама обрушился со шквалом критики в адрес Китая. Он заявил, что жизнь изгнанных тибетских буддистов— «это ад на земле», и виной тому китайская оккупация региона, веками считавшегося священным для мирового буддизма. Это была самая жесткая речь, которую произносил далай-лама за время существования его доктрины «срединного пути». Слова религиозного лидера были посвящены 50-летней годовщине лхасского восстания, которое стало вехой в истории тибетского буддизма линии Далай-ламы.
Несмотря на глубокое уважение к Далай-ламе, тибетцы все чаще задумываются о вооруженном противостоянии с китайскими властями Источник: abc.net.au
Это неожиданное заявление позволило многим СМИ предположить, что Далай-лама так или иначе прислушался к требованиям своих более радикальных соратников. Очевидно, после ухода далай-ламы с административной должности радикалы получат еще больший вес в дхарамсальском правительстве.
Источник: AP
|